Когда в Украину приходит лето, автомобилисты волей-неволей осознают, что оно приносит с собой не только радости, а и проблемы. Жару свыше 30°C тяжело переносят не только люди, но и автомобили. Система охлаждения работает с повышенной нагрузкой. Чтобы двигатель не перегревался, не отказывал из-за этого в самый неподходящий момент, важно сделать правильный выбор радиатора для авто.
Какие радиаторы обеспечивают охлаждение двигателя летом

Загляните на специализированные форумы: большинство автомобилистов, как это ни забавно, полагает, что за охлаждение в автомобиле отвечают одно-два таких устройства:
- Радиатор охлаждения двигателя. Дополняется вентилятором, который усиленно разгоняет встречный поток, чтобы лучше охладить антифриз - охлаждающую жидкость (ОЖ), циркулирующую в системе.
- Радиатор кондиционера. На него возлагается задача охлаждать салон, а не мотор. Более того, включение системы автокондиционирования повышает нагрузку на двигатель, способствует его перегреву.
Такое представление нельзя не признать наивным, ведь в охлаждении силового агрегата авто участвует целая группа радиаторов:
- печки. Также оснащен вентилятором. Основное назначение - обогревать салон, когда похолодает. Но в случае перегрева двигателя отопитель опытные водители включают, чтобы понизить температуру закипающей ОЖ. Оттягивают тепло от мотора, обрекая себя и пассажиров на мучения от духоты и жары в салоне;
- гидравлического усилителя руля (ГУР);
- АКПП, масляный. Охлаждает трансмиссионное масло;
- интеркулер предназначают увеличить мощность турбонаддува.
Когда обсуждают выбор радиатора для авто, то речь идет, как правило, о том, который должен поддерживать благоприятный для мотора температурный режим. Летом - сбивать температуру ОЖ, зимой - подогревать ее.
Какой радиатор лучше в жару и в морозы

Стабильность работы автомобильного мотора чрезвычайно важна. Поэтому его рабочая температура должна удерживаться в диапазоне 85-100°C. Если заметно выйти за нижнюю границу, то сработает неприятная последовательность:
- охладившиеся стенки цилиндров покроются конденсатом, стекающим в картер;
- моторное масло, в которое попал конденсат, станет более жидким. Потом, под влиянием понижения температуры, загустеет, утратит нормальную текучесть;
- упадет мощность силового агрегата;
- возрастет расход топлива, детали мотора ускоренно изнашиваются.
В перегреве двигателя также мало хорошего:
- меньше горючей смеси поступает в цилиндры. Падают показатели самовоспламенения, детонации топлива. Из-за этого мотор теряет мощность;
- изменение рабочих зазоров приводит к быстрому изнашиванию деталей. Отдельные узлы, двигатель в целом может заклинить.
Ни переохлаждения, ни перегрева допускать нежелательно. Произвольные остановки автомобильных моторов в 4-х случаях из 10-ти вызваны, прямо или косвенно, неэффективным охлаждением. Каждая пятая неисправность двигателя - отказами системы охлаждения. Радиатор - ее ключевой элемент. Поэтому выбирать его, если назрела необходимость замены, нужно ответственно. Иначе хлопот с двигателем в летнюю жару не оберешься.
Что представляет собой система охлаждения автомобильного двигателя
Их принято делить на:
- Воздушные.
- Жидкостные.
- Гибридные.
Ту, что устанавливают на современных авто, принято называть жидкостной. На деле видим чистой воды гибридную, ведь от избыточного тепла избавляются за счет воздействия ОЖ и атмосферного воздуха. Система включает такие ключевые составляющие:
- радиатор(-ы) с пробкой;
- вентилятор;
- рубашку охлаждения блока цилиндров;
- ГБЦ с прокладкой;
- водяной насос;
- термостат;
- расширительный бачок с крышкой;
- патрубки;
- датчик температуры ОЖ.
Рассмотрим особенности первого и самого важного из этих компонентов.
Как выбрать лучший радиатор против перегрева

Принципиальная схема проста. Две емкости соединяются трубками, по которым перетекает ОЖ. Чем больше трубок, чем плотнее они установлены, чем больше их диаметр, тем лучше они справляются с отводом избыточного тепла. Понятно, что такая конструкция будет массивнее и дороже. Лучше работают трубки:
- овального сечения, а не круглого;
- с оребрением.
Конструкция изначально применялась пластинчатая. Из-за двух значительных недостатков, большой металлоемкости и невысокой эффективности охлаждения, вытеснены ленточной. Аналогичным образом сборные конструкции уступают паяным по технологии Nocolok, потому что последние:
- можно изготовить, придав задуманную геометрию и практически не сталкиваясь при этом с ограничениями. Геометрия сборных конструкций куда более примитивна;
- менее металлоемки;
- отличаются меньшим аэродинамическим и гидравлическим сопротивлением;
- демонстрируют повышенную теплоотдачу;
- дольше сохраняют целостность конструкции. Сборные под воздействием вибрации расшатываются;
- меньше склонны окисляться. Сборные, из-за большого количества соединений, буквально притягивающих окислы, через несколько лет понижают теплоотдачу примерно на треть.
С точки зрения теплопроводности материалов лучшим выбором признают медь и латунь. Однако медно-латунные конструкции в автомобилях уже давно уступили место алюминиевым радиаторам. Хотя последние проводят тепло почти в 1,7 раза хуже. Алюминиевые изделия потеснили медно-латунные потому, что:
- в разы дешевле и легче;
- не боятся скачков давления;
- не столь склонны деформироваться под механическими воздействиями, растрескиваться. Поэтому трубки из алюминия делают вдвое-втрое толще, ставят в один ряд, а не в два, как тонкие медные. Это позволяет добиться повышенной прочности;
- долговечнее;
- экологичнее.
Обеспечьте им необходимое техобслуживание, заливайте качественный антифриз, вовремя меняйте его - отслужат очень долго.
Что важно при выборе радиатора

Покупаете аналогичный оригинальный взамен отслужившего, беспокоиться не о чем. Нет такой возможности, не устраивает что-то, постарайтесь, чтобы неоригинальная конструкция:
- соответствовала предшественнику по типу, конструкции, материалу, размерам и толщине сердцевины, диаметру и количеству трубок;
- не уступала - по густоте ламелей.
Уже после этого смотрите на стоимость, бренд.
Какие радиаторы самые надежные

Чего хотят автомобилисты от этих узлов:
- долгой и надежной службы;
- хорошей теплоотдачи;
- стойкости к коррозии, скачкам давления;
- простоты обслуживания;
- приемлемой стоимости.
Если вы приобрели авто с пробегом, в котором вас явно не устраивает работа ключевого компонента системы охлаждения двигателя, то стоит его заменить. Не обязательно гнаться за оригиналами. Многие компании поставляют узлы и детали для автомобилей, которые подходят для разных моделей.
Продукцию немецких производителей, например, BEHR HELLA, MAHLE / KNECHT, автомобилисты Украины признают качественной. Но многих она не устраивает из-за высокой стоимости. Заслуженно высокой репутацией пользуются изделия таких компаний, как:
- Nissens. Ассортимент велик, постоянно обновляется. Конструкции - стандартных форм, поэтому их легко установить. Дополнительные крепления Nissens поставляет в комплекте. Применение стекловолокна повышает прочность к перегреву;
- NRF. Производит радиаторы, которые подходят практически для всех моделей авто. Заслуживает внимания, что линейка включает продукцию для машин с солидным пробегом и бюджетных. Easy Fit от NRF - это комплектные дополнительные крепления;
- Valeo поставляет потребителям линейки Asian, которые интересуют владельцев авто, произведенных в Корее, Японии, Classic - для машин в возрасте от 10 лет и старше, Origin - для премиального сегмента;
- Van Wezel. Компания зарегистрировала пять брендов. Поставляет копии оригинальных продуктов, изготовленные с высокой точностью на крупных производственных линиях в Тайване;
- STARLINE. Перенесла производство в Китай, привлекает покупателей стоимостью изделий вполне пристойного качества;
- SATO TECH. Отечественный бренд. Поставляет качественную продукцию по ценам украинского рынка.
Затрудняетесь выбрать, свяжитесь с менеджером через чат или закажите обратный звонок.