Точность на первом месте: Замена ремней ГРМ - шаг за шагом

Ремень ГРМ выполняет ключевую роль в синхронизации работы впускной и выпускной систем двигателя. Данный узел, как и другие в ДВС, подлежит износу. Сбой либо внезапная остановка механизма газораспределения, во время работы двигателя, приводит к механическому повреждению его деталей. Чтобы такого не произошло, предусматривается периодическая замена ремня ГРМ.

Процедура замены — это технологичный и достаточно сложный процесс, требующий необходимых знаний, инструментов и точности. Кроме этого следует учесть и тот факт, что сам ремень контактирует с большим количеством деталей, от исправности которых, будет зависеть его собственное состояние.

Только регулярное техобслуживание, является гарантом стабильной работы всех деталей механизма. Срок службы устанавливается производителем, поэтому в руководстве по эксплуатации автомобиля всегда указывается, когда менять ремень ГРМ. А то, как это сделать, необходимо узнать в инструкции по ремонту. Но все же лучше, процесс замены и подбор запчастей, доверять специалистам. Ведь от правильно установленных деталей будет зависеть исправность двигателя.


Что такое ГРМ

Что такое ГРМ

Аббревиатура термина ГРМ расшифровывается, как “газораспределительный механизм”. Является частью двигателя и подразумевает не одну запчасть, а систему компонентов. Привод механизма может быть ременным либо цепным. Работа железной цепи рассчитана на ресурс двигателя до капитального ремонта. Поэтому более актуально рассматривать, что такое ремень ГРМ и почему при его замене стоит уделить внимание другим деталям.

Газораспределительный механизм с ременным приводом устроен так, что в движении задействованы: шкивы коленвала и распредвала, обводной и натяжной ролики, а в зависимости от конструкции двигателя, также помпа (90% случаев). Заклинивание любого из этих компонентов, приводят к повреждению зубчатого ремня. Следовательно, каждый водитель должен знать, как выглядит ремень ГРМ, где находится и по каким признакам определить исправность механизма.


Чем грозит обрыв ремня

Если вовремя не заметить неисправность роликов либо износ ремня, то при критической нагрузке зубчатое резиновое кольцо разорвется. По инерции все механизмы будут продолжать свое движение, но уже не синхронно. Результат такого происшествия — столкновение поршня с не вовремя закрывающимся клапаном.

Скорость, сила удара и прочие факторы будут влиять на масштаб аварии. Когда не следить за тем, как часто меняется ремень ГРМ, то общая “картина” неприятностей может выглядеть следующим образом:


  • загибаются все открытые клапана;

  • повреждается контактирующий поршень с клапанной тарелкой;

  • ломаются рокера;

  • грозит излом распредвала, толкателей либо коромысел.


Вероятность, что обрыв синхронизации механизма газораспределения пройдет без критических последствий есть только на старых двигателях. Конструкция всех современных ДВС направлена выжать максимальную мощность жертвуя надежностью.


Почему важно вовремя менять ремень ГРМ

Каким бы прочным и эластичным не был материал, под действием нагрузок он подлежит износу. Серьезные повреждения двигателя и непредвиденные траты — серьезный аргумент, чтобы вовремя производить обслуживание транспортного средства. Ресурс ремня ГРМ четко регламентирован, но под действием внешних факторов он может сокращаться. Время замены учащается при:


  • неправильной натяжке;

  • попадании горюче-смазочных материалов;

  • агрессивной манере либо тяжелых условий эксплуатации;

  • неправильной установке детали;

  • низком качестве материала изготовления.


Также, кроме таких факторов, имеет значение время, которое прошло после установки деталей. Со временем резина дубеет, теряя свои свойства. Чтобы не упустить момент, несмотря на пробег зубчатого ремешка, автовладелец обязан знать, как проверить ремень ГРМ и уметь определять следы износа механизма. А для этого требуется лишь регулярный осмотр.

На каждом ТО стоит снять пластиковую крышку на двигателе и обратить внимание на наличие: трещин, форму зубцов, состояние кордовых нитей, следов масла и антифриза (появляются при износе сальников и течи помпы) на ремне фаз газораспределения. При неудовлетворительном состоянии меняйте не раздумывая.


Как правильно менять ремень ГРМ?

Как правильно менять ремень ГРМ?

Выбирать ремень ГРМ необходимо под свой автомобиль, поскольку универсального не существует. Все ремешки отличаются длинной, шириной, количеством и формой зуба. Причем правильно менять не одну деталь, а вместе с роликами. Так надежнее. Полный комплект позволит предотвратить возможные поломки и обеспечить максимальный срок службы механизма.

Установка ремня ГРМ производится согласно инструкции по ремонту автомобиля. Общий алгоритм замены требует таких шагов:


  1. Получить место ко всем компонентам, которые подлежат демонтажу. Снимаются защитные кожухи и другие детали, мешающие свободному доступу к ремню и роликам.

  2. Установить ВМТ и совместить метки на шестернях распредвалов.

  3. Зафиксировать механизм.

  4. Ослабить натяжку (отведя натяжной ролик).

  5. Снять старый ремень.

  6. Демонтировать вспомогательные ролики.

  7. Заменить дополнительные элементы при необходимости (ролик натяжителя, сальники, помпу).

  8. Установить новый газораспределительный ремень.

  9. Проверить совпадение меток на шкивах с отливами двигателя.

  10. Собрать все в обратном порядке.


После завершения процедуры, прежде чем ставить назад защитный кожух, стоит прокрутить на несколько оборотов шкив коленвала (ключом за болт) для проверки правильности установки ремня ГРМ. Если метки не сходятся или шкив невозможно провернуть — стоит заново переделать процедуру с момента установки ВМТ.


Где заменить ремень

Справиться с заменой самостоятельно в некоторых случаях можно. Но так как это сложная комплексная процедура, требующая специальных инструментов и навыков, лучше делегировать задачу мастерам автосервиса. В технической документации они посмотрят через сколько меняют ремень ГРМ, отметят в сервисной книжке следующую дату замены. А главное, имеют доступ к специальному оборудованию, приспособлениям и точно знают особые нюансы выполнения работы, поскольку часто возникают трудности с демонтажем крепежа и установкой ремней.

Главным минусом при замене на СТО — большие расходы, часто в два-три раза превышающие стоимость запчастей. Зато будет гарантия, что все сделано правильно.


Нужно ли менять помпу при замене ГРМ?

Большинство автовладельцев убеждены, что показателем к замене помпы является лишь ее люфт, подклинивание при вращении либо течь. Ведь в отличие от ремня, она не имеет регламентного указания. Но это не так. Симптомы неисправности водяного насоса, которые уже удалось увидеть, указывают на критичность момента. Негативное влияние поломки сказывается раньше, чем была замечена проблема.


Замена помпы, при установке нового ремня ГРМ, не является обязательной, а лишь носит рекомендательный характер, прислушаться к специалистам все же следует. Комплексная замена избавит от двойных затрат на СТО, поскольку для установки помпы, как правило, приходится снимать зубчатый ремешок. А значит проделать одну и ту же работу дважды. Так что преждевременная замена узла позволит сэкономить как время, так и деньги. К тому же, такие действия позволяют получить максимальный срок службы ремня ГРМ.