Что такое внутренний ШРУС

Шарнир равных угловых скоростей (или ШРУС) предназначен для передачи крутящего момента от коробки передач на передние колеса переднеприводных (или полноприводных) машин. Он представляет собой сложное механическое устройство, состоящее из внутреннего и внешнего ШРУСов. Внутренние ШРУСы состоят из шарнирного механизма, который позволяет сглаживать углы поворота и вращения, что обеспечивает плавное и эффективное движение автомобиля. Однако, как и любые другие механические компоненты, они могут изнашиваться с течением времени из-за трения и нагрузок, поэтому регулярное обслуживание и замена при необходимости являются важными аспектами поддержания надлежащей работы машины.

Что такое внутренний ШРУС

Чем грозит поломка ШРУСА

Перед тем как описать, почему поломка внутреннего шарнира угловых скоростей очень опасна, имеет смысл рассмотреть его конструкцию. Так, он состоит из следующих деталей:

  • корпус;
  • сепаратор;
  • внутренняя обойма с канавками;
  • металлические шарики, расположенные по окружности указанной обоймы.

При значительном износе внутреннего ШРУСа возникает риск того, что со временем от упомянутых роликовых подшипников могут отвалиться их иголки. Если они попадут в масляные каналы, то возникает риск попадания их в трансмиссию. Современные автоматические коробки передач (АКПП) очень чувствительны к качеству трансмиссионного масла. Поэтому появление в них мусора (иголок) может полностью или частично вывести из строя коробку передач.

Также опасно полное заклинивание ШРУСа. При этом его вращающиеся элементы перестают работать и происходит его полное разрушение. В лучшем случае это приведет к тому, что приводное колесо, на которое работает шарнир, не будет вращаться от коробки передач. В худшем — заклинивание может произойти при движении на высокой скорости, что может привести к резкой остановке колеса и возникновению аварийной ситуации. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что вторая ситуация маловероятна.


Признаки неисправности внутреннего ШРУСа и виды поломок

Существуют несколько типовых признаков, по которым можно определить ситуацию, когда внутренний шарнир угловых скоростей полностью или частично вышел из строя. Так, к ним относится:

  • Появление смазки на корпусе пыльника. Это говорит о разгерметизации внутреннего механизма и о том, что смазка вытекает из корпуса. Соответственно, в такой ситуации ШРУС долго не сможет нормально работать.
  • Возникновение хрустящих звуков при повороте руля в движении. При этом чем больше угол поворота — тем громче и отчетливей звук!
  • Вибрации во время езды. Обычно они возникают с той стороны, на которой поврежден внутренний ШРУС. Толчки повторяются с регулярной периодичностью, даже при езде по ровной дороге.
  • Стук при движении. Возникновение посторонних "нездоровых" звуков при износе внутреннего шарнира угловых скоростей возможно даже при езде без поворотов. Если это происходит, значит, ШРУС уже значительно износился и ему нужно делать диагностику, ремонт или замену.

Обратите внимание, что перечисленные признаки иногда могут указывать и на другие проблемы в системе подвески или рулевого управления автомобиля! Поэтому желательно выполнять комплексную диагностику самостоятельно или в сервисном центре.

Порванный пыльник

Зачастую дешевые пыльники выполняются из резины, а не из термически и механически устойчивого пластика. Поэтому со временем или под воздействием внешних факторов он может порваться. Это приводит к утечке смазки из ШРУСа и попадания в него пыли и грязи.

Выработка шариков качения

Как указывалось ранее, шарики являются частью конструкции шарнира, и постоянно двигаются по обойме. Со временем они изнашиваются. Это происходит по естественным причинам — большой пробег, механическая нагрузка. Кроме этого, шарики могут изнашиваться из-за попадания на них пыли и грязи. А это в свою очередь обычно становится результатом порванного пыльника.

Выработка на шлицевой части

Это повреждение чаще всего встречается у шарниров с валом-удлинителем. В места сочленения со временем происходит износ и истирание. В худшем случае — обламывание шлицов. Чаще всего в этом слачае ШРУС придется менять целиком.

Выработка в игольчатом подшипнике трипоида

В этом случае трипод начинает проскальзывать и не передавать крутящий момент на вал. Причина банальна — естественный износ. Такие триподы нужно менять полностью.

Износ опорного подшипника качения

Указанный механизм монтируется на удлинительном валу, который нужен в случае, если двигатель или коробка передач автомобиля установлены не строго по центральной оси машины. Подшипник также изнашивается по естественным причинам. Неприятность этой ситуации состоит в том, что зачастую при выходе его из строя нужно менять не только подшипник, но и весь ШРУС целиком.

Срез или облом шлицевой части

В данном случае причин может быть три:

  1. Некачественный металл ШРУСа.
  2. Внесение изменений в конструкцию машины (увеличение клиренса).
  3. Очень большой момент затягивания ступичной гайки.

Разрушение кольца системы АВС

Оно со временем может разрушиться от ржавчины или износиться. В зависимости от конструкции кольцо можно поменять отдельно или же в сборе.

Как определить неисправный внутренний ШРУС

Диагностика внутреннего ШРУСа несложна. Для этого опытные автолюбители используют один из двух предложенных методов (можно использовать оба). Первый заключается в том, чтобы выбрать прямой участок дороги (без поворотов) с большим количеством выбоин и проехаться по нему на небольшой скорости. Если внутренний ШРУС неисправен, он будет постукивать при такой езде.

Второй метод более универсальный. Для этого нужно значительно нагрузить заднюю часть машины (загрузить багажник). При этом передняя часть автомобиля немного приподнимется вверх, а ее передняя ось немного изогнется. В таком положении нужно проехать небольшое расстояние. Если внутренний ШРУС вышел из строя — он обязательно захрустит.

Существует еще один универсальный метод для диагностики как внутреннего, так и внешнего шарнира угловых скоростей. Он выполняется по следующему алгоритму:

  • Установить колеса ровно.
  • Заглушить двигатель, установить нейтральную передачу или режим паркинга и активировать ручной тормоз.
  • Вывесить одно из передних колес домкратом.
  • Запустить двигатель и попытаться медленно "тронуться" с места. При этом вывешенное колесо будет вращаться.
  • Нажать на педаль тормоза. Если неисправен один из внутренних ШРУСов, он захрустит, однако двигатель продолжит работать. В случае, если шарнир исправен, машина заглохнет.

Если при этом вывернуть руль вправо или влево — можно диагностировать и поломку внешнего шарнира угловых скоростей. При описанной выше процедуре помните о мерах предосторожности!

При значительном износе элементов внутреннего ШРУСа чаще всего следует его полная замена, поскольку ремонт чаще всего нецелесообразен. Однако чтобы этого не случилось как можно дольше, необходимо периодически менять пыльник и набивать корпус шарнира специальной смазкой.

Целостность пыльников нужно проверять, предварительно загнав машину на подъемник. При этом также нужно проверять отсутствие вытекания смазки из-под пыльников. Если смазки виднеется, то рекомендуется демонтировать ШРУС, разобрать его, промыть внутренние детали, собрать, поменять смазку и пыльник. В случае, если в шарнире имеются значительные люфты и износ — механизм нужно заменить.

В нашей компании вы всегда можете подобрать любые пыльники, смазки, а также непосредственно внутренние и внешние ШРУСы. Вся информация представлена в каталогах. В случае возникновения вопросов вы всегда можете обратиться за помощью к менеджерам.

Читайте также: Детали автомобиля, которые нуждаются в регулярной проверке и замене