Когда в Украине наступают холода, автомобилисты несколько сокращают продолжительность и интенсивность поездок. При этом не хотят снижать привычный уровень комфорта, предпочитают поддерживать в салоне теплую и уютную атмосферу. Поэтому вряд ли им стоит удивляться, почему ломается генераторзимой. Рассмотрим, причины учащающихся поломок, каковы их признаки и то, как можно предотвратить выход генератора из строя.
Генератор и зима: повышенные нагрузки
Среди систем автомобиля есть устройство, которое преобразует созданную двигателем механическую энергию в электрическую. Большинство потребителей получает ее именно от генератора. С наступлением морозов потребление энергии электроприборами автомобиля резко увеличивается:
- запускали двигатель, нужно восполнить потерю заряда аккумуляторной батареей. АКБ зимой становится основным потребителем энергии, поставляемой генератором;
- включаем печку, чтобы обогреть салон;
- подогреваем лобовое стекло, зеркала, чтобы получить хороший обзор;
- обогреваем сиденья, поддерживая комфорт для водителя и пассажиров. Не забываем и о стеклах дверей, заднем стекле;
- слушаем музыку, которая поддержит хорошее настроение во время поездки.
Резко возросшее потребление электроэнергии объясняет участившиеся неисправности генератора в мороз. Он работает (и подолгу, не так, как стартер) со значительно возросшей нагрузкой, из-за чего ускоряется износ комплектующих. Помимо этого, можно выделить и другие весомые факторы, воздействие которых приводит к неисправностям:
Зимние поездки, по обыкновению, непродолжительны. Сопряжены с частыми остановками, стоянием на светофоре, в пробках. Генератору элементарно не хватает времени на то, чтобы полностью возместить потерю заряда, понесенную АКБ. Ведь во время поездки на него выпадает еще и обязанность поддерживать обогрев, освещение, музыкальное сопровождение. А поездки по холоду длятся куда меньше, чем в летний сезон.
Желание послушать музыку из нештатной аудиосистемы приводит к дополнительному повышению нагрузки на устройство.
Соли агрессивных химреагентов, которыми обрабатывали поверхность дорог, предотвращая гололед, попадая в подкапотное пространство вместе с влагой, запускают коррозионные процессы. Поражается корпус, ускоренно выходят из строя подшипники, щетки.
Никто не отменял естественный износ деталей, который зимой лишь ускоряется.
Значительные нагрузки и перегрузки, необходимость запитывать аккумулятор, которому также приходится нелегко, объясняют, почему зимой неисправности генератора случаются чаще, чем в летнюю пору.
Ищем причины поломок в схеме функционирования
Почему генератор не крутит зимой, становится понятнее, если пристальнее разобраться в принципиальной схеме его работы. Устройство состоит из:
- корпуса с защитной крышкой;
- шкива, который передает выработанную двигателем энергию на вал посредством ремня;
- статорас трехфазной обмоткой и ротора с обмоткой возбуждения. Они создают вокруг обмоток электромагнитное поле;
- выпрямителя. Благодаря диодному мосту потребители смогут получить электрическую энергию в виде постоянного тока, ведь диодный мост преобразует переменный;
- реле, регулирующего напряжение. На каких бы оборотах ни работал двигатель, потребители будут получать ток, напряжение которого поддерживается в сравнительно узком диапазоне - 13,5 - 14,5 В;
- контактных колец, подшипников, проводов и щеток.
Как видим, устройство далеко не простое, компоненты явно не рассчитаны на сверхпродолжительную эксплуатацию, их нужно достаточно часто менять. Зимние нагрузки вносят в это свою лепту, сокращая срок службы.
Симптомы неисправности
Что указывает на поломку генератора:
- не можете запустить двигатель, так как не хватает заряда АКБ;
- на приборной панели засветилась пиктограмма аккумуляторной батареи;
- электролит в батарее выкипел, так как аккумулятор оказался перезаряженным. Случилось это потому, что отказали выпрямитель или регулятор напряжения;
- свет фар потускнел;
- когда повышаются/понижаются обороты двигателя, освещение тускнеет. Значит, что-то не в порядке с приводным ремнем;
- под капотом свистит. Это означает, что либо натяжение ремня ослабло, либо он сильно износился;
- появился гул, как будто рядом движется электротранспорт. Виновно в этом гуле замыкание в обмотке статора;
- появился специфичный зон. Пора менять изношенные подшипники.
Реагировать на появление таких признаков желательно поскорее. Например, если во время поездки засветилась красным пиктограмма АКБ, сразу отключаем всех потребителей электроэнергии, без которых можно продолжить движение. Придется потерпеть без вентиляции, музыкального сопровождения, обогрева. Так сможем дотянуть и не разрядить аккумулятор досуха.
ТОП-5 причин поломки
Можно выделить пятерку чаще всего случающихся неисправностей автомобильного генератора:
- Графитовые щетки, медные токосъемные кольца изготовлены из относительно мягких материалов. Из-за чего эти расходники быстро изнашиваются или могут закиснуть. Нужно менять.
- Проскальзывает приводной ремень. Мог растянуться и провиснуть, так как попала влага, начать растрескиваться, расслаиваться. Эта неисправность становится причиной того, что генератор скрипит зимой;
- Окислились контакты или произошло механическое повреждение в цепи зарядки АКБ. Контакты можно почистить, провода — заменить.
- Разрушаются подшипники. Первым признаком износа становится громкий шум. Со временем подшипник ротора может заклинить. Поэтому менять нужно своевременно, не дожидаясь полного разрушения.
- Реле регулятора не способно поддерживать напряжение в рабочем диапазоне. Поэтому произвольно меняется яркость свечения фар, сбоит оборудование, выходит из строя аккумулятор.
В большинстве случаев исправить положение несложно, достаточно заменить изношенную, поврежденную деталь. Оцените, в какую сумму выльется замена, выполнение работ. Если она близка к стоимости нового генератора, то рационально заменить его в сборе.
Какие еще поломки случаются часто
Помимо приведенной ТОП-пятерки, нередко случаются зимой и другие неисправности автомобильных генераторов. Чаще всего приходится сталкиваться с:
- обрывом, пробоем диодного моста;
- замыканиями, обрывами в обмотках;
- износом шкива;
- коррозией статора;
- последствиями не обнаруженного вовремя отказа реле регулятора.
Анализируя случаи выхода из строя генератора в холод, приходим к выводу, что неисправности можно свести в две группы, отнеся к электрическим или механическим.
Как избежать поломки генератора
Согласитесь, поломка генератора зимой ставит любого водителя в крайне неприятное положение. Даже при условии, что сильные морозы в Украине еще не наступили или уже прошли. Что можно сделать в плане профилактики, дабы свести неприятности к минимуму:
- не реже раза за год заняться чисткой устройства, нанести смазку;
- проверяйте состояние и вовремя меняйте комплектующие, выполняйте регулировку;
- почаще посматривайте, как натянут приводной ремень, не появились ли на нем трещины;
- следите за тем, как АКБ держит заряд. Не вовремя замените отслуживший свой срок аккумулятор, вероятность поломки генератора возрастет в разы;
- правильно подключайте АКБ, “прикуриватель”, чтобы не вывести из строя выпрямитель;
- не перегружайте устройство, если есть возможности избежать этого. Подключая одновременно поменьше крупных потребителей, продлите жизнь генератору.
Оцените, сколько электрической энергии требуется системам автомобиля в зимнее время. Тогда станет понятно, по силам ли генератору вытянуть зимой такую нагрузку. Возможно, пора обзавестись новым устройством, помощнее, чтобы не отказываться от уже привычного комфорта во время зимних поездок по Украине.