Дисковые vs барабанные тормоза: что лучше летом?

Большинство автомобилистов Украины жалуется, что эффективность тормозов в жару несколько снижается. Прибавьте к этому, что из-за духоты падает концентрация внимания водителя, он медленнее реагирует на изменения дорожной ситуации. В связи с этим стоит разобраться, почему в последние годы несколько неожиданно возобновился вроде бы уже давно решенный спор. Он сводится к тому, какие преимущества извлекают водители, которые предпочитают использовать дисковые vs барабанные тормоза летом. И так ли они велики, как представляется большинству автомобилистов в Украине.

Дисковые vs барабанные: чем отличается конструкция

Тормозные барабаны пошли в ход на самой заре автомобилестроения. Их конструкция представляет собой массивный цилиндр. Вращается колесо, крутится вместе с ним барабан. Крупные тормозные колодки разместили внутри цилиндра. Нажали на тормозную педаль, поршень раздвинул колодки. Они прижались к стенке цилиндра, обеспечивая торможение за счет трения. Необходимости в отдельном стояночном тормозе нет, его функции выполняют барабанные тормоза.

Общепринято, что такая конструкция менее эффективна в сравнении с позднее распространившимися тормозными дисками. Барабанные тормоза продолжают устанавливать на автобусы, грузовики. У них немалая масса, чтобы резко сбросить скорость, остановиться, требуется приложить значительное усилие. До недавнего времени тормозные барабаны можно было обнаружить на легковых автомобилях разве что бюджетного класса. Да и то - на задней оси, где нагрузка выпадает куда меньшая, чем на переднюю.

Дисковые тормоза устроены так, что тормозные колодки прикреплены к суппорту. Нажали на педаль тормоза, поршень в суппорте придавил колодки к диску. По сравнению с барабанной конструкцией торможение происходит быстрее. Распространение дисковых тормозов ускорилось, когда появились более приемлемые по стоимости однопоршневые конструкции. А вентиляция тормозных дисков стала еще одним доводом ставить их вместо барабанных, так как дольше стал служить подшипник ступицы. Да и другие компоненты механизма торможения.

Что изменилось в современных барабанных тормозных механизмах

Гидравлический привод заменил тросовый. Проблема быстрого износа фрикционных накладок на тормозных колодках решена. Заодно с этим конструкторы добились того, что колодки самоподводятся. Насколько это важно, отлично знают владельцы автомобилей ГАЗ-21 и Lada. Им все еще приходится регулировать стояночный тормоз.

Более совершенные модели автомобилей получают барабанные тормоза со специальной распорной планкой. Это довольно непростое по конструкции устройство:

  • обеспечивает надежность работы тормозов в любых условиях;
  • автоматически подводит тормозные колодки;
  • поддерживает нужное натяжение для тросов стояночного тормоза.

Насколько эти изменения к лучшему сделали барабанные тормоза более конкурентоспособными в сравнении с дисковыми? Давайте разберемся в достоинствах и недостатках тех и других.

Какие тормоза лучше в жаркую погоду: минусы и плюсы использования дисковых

Когда предстоит выбор тормозов для жаркого климата, стоит представлять, почему следует отдать предпочтение дисковым. Рассмотрим преимущества дисковых тормозов:

  • легкие;
  • компактные;
  • просто собираются;
  • не требуют обслуживания, пока не износились тормозные колодки;
  • тормозные колодки на передней оси заменить несложно;
  • износ дисков легко обнаружить;
  • практически не ухудшают рабочих свойств, когда повышается температура, увеличивается влажность воздуха;
  • лучше охлаждаются, способны быстро отвести много тепла;
  • эффективны.

Такое сочетание свойств делает дисковые тормоза предпочтительным выбором для жаркой погоды. Добавим ложку дёгтя, перечисляя “минусы”:

  • сильно загрязняются;
  • мало ездите — разовьется коррозия;
  • вряд ли получится проехать намного более 40 000 км без замены тормозных колодок;
  • когда придет время менять колодки на задней оси — придется помучиться.

“Плюсы” явно перевешивают. В Украине автомобилисты однозначно отдают предпочтение дисковым тормозам перед барабанными.

Эффективность тормозов при высоких температурах: недостатки и достоинства барабанных

При интенсивных нагрузках они явно не способны обеспечить должное охлаждение тормозной системы. Устойчивость к перегреву следует признать недостаточной для современного легкового автомобиля. Другие “минусы” использования барабанных тормозов жарким летом и/или во влажном климате:

  • меняется коэффициент трения колодок (частично компенсируется системой ABS);
  • часто издают отчетливо слышимый скрежет из-за попадания песчинок или продуктов износа;
  • немало весят;
  • занимают много места.

Преимущества барабанных тормозов:

  • недороги;
  • надежны;
  • предлагают высокое тормозное усилие;
  • хорошо защищены от загрязнения;
  • нет нужды в регулировке стояночного тормоза;
  • тормозные колодки служат примерно в три раза дольше, чем у дисковых.

Этих “плюсов” явно недостаточно для того, чтобы барабанные тормоза потеснили дисковые на легковых автомобилях.

Почему на Volkswagen ID.3 и ID.4, Audi Q4 Sportback E-Tron поставили задние барабанные тормоза

Все приведенные выше доводы, похоже, не восприняли конструкторы электромобилей VW. Они установили барабанные механизмы даже на спорткар. Разработчики из Continental пояснили такое решение:

  • отсутствует остаточное тормозное сопротивление — увеличивается запас хода;
  • при рекуперативном торможении задние тормоза почти не работают, дисковые могли бы заржаветь и потерять эффективность;
  • интервал обслуживания увеличен до 150 000 км;
  • не нужен отдельный стояночный тормоз — упрощение конструкции и снижение массы.

При этом барабанные тормоза используются только на задней оси. Передняя, которая несет основную нагрузку — с дисковыми механизмами. Остальные производители пока не спешат применять барабанные тормоза в электромобилях.

Как поменять барабанные тормоза на дисковые и стоит ли это делать

На форумах и в соцсетях украинские автомобилисты активно обсуждают преимущества дисковых тормозов. Те, кому нужна высокая надёжность при активной летней езде, часто заменяют задние барабанные тормоза на дисковые.

Главная проблема — организация стояночного тормоза. Решается установкой гидравлического ручника. Альтернативный путь — модернизация старого, но для этого нужны опыт и инструменты.

Важно внести изменения в техпаспорт и страховые документы после замены.

Если вы ездите спокойно и нечасто, задние барабанные тормоза — это удобно, безопасно и экономично. Даже летняя жара не создаст проблем.