Стоит ли подкачивать шины перед длительными поездками

Летом многие автомобилисты Украины часто совершают продолжительные поездки. Зимой - пореже. В каждом случае нужно подготовить автомобиль к испытаниям длительным путешествием, чтобы не оказаться в пути в затруднительном положении. Должна ли подкачка шин перед поездкой считаться обязательным элементом такой подготовки? Мнения украинских автомобилистов в этом вопросе расходятся. Попробуем разобраться, почему.

Как подготовить шины к поездке

Когда выпадает дальняя дорога, то не готовить к ней автомобиль - себе навредить. Одна из важных составляющих проверки техсостояния авто - контроль шин перед поездкой. Его можно свести к трем компонентам:

Визуальный и тактильный осмотр. Проверяем:

  • как выглядят колесные диски, не появились ли на них вмятины, трещины;
  • оцениваем, затянуты ли крепежные элементы соответственно требованиям инструкции по эксплуатации, не требуется ли им замена;
  • смотрим, равномерно ли изнашивается рисунок протектора. Если нет, то причину неравномерного износа нужно найти. Одна из наиболее вероятных - что-то не так с подвеской автомобиля;
  • пристально разглядываем, ощупываем шины. Ищем грыжи, надрывы, незаделанные проколы, порывы.

Замер глубины рисунка протектора.

Для летних шин минимальное значение - 1,6 мм. Если остаточная глубина подошла к этой цифре - резину пора менять. Измерить несложно, об этом позаботились производители покрышек. На них вдавлены или нанесены стойкой краской:

  • символ. Снежинка - на зимних, капелька - на летних;
  • цифры. Каждая показывает, какова глубина рисунка протектора на данной отметке. Полоска цифр TWI, индикатора износа, идет от одной плечевой зоны до другой. Если на шине остается только самая крупная по размеру цифра, значит, износ подобрался к гранично допустимому значению - 1,6 мм. (На шинах Michelin индикатором износа служит логотип бренда, некоторые другие производители используют буквы).

Сомневаетесь, перепроверьте штангенциркулем. Шиномонтажники пользуются для измерений специальным прибором - цифровым индикатором износа.

Проверка давления, которая затрагивает и запасное колесо.

Полученный результат сравниваем с рекомендациями производителя. Если нужно, вносим корректировки. Проделали все это, теперь можно смело считать, что шины к долгому путешествию готовы.

Как измерить давление в шинах

Купили современный автомобиль, интересующие показатели становятся доступными благодаря предустановленной TPMS:

Прямой.

Система считывает показания датчиков давления в шинах. Они могут устанавливаться:

  • снаружи колеса. Электронные датчики или механические индикаторные колпачки ставят на вентиль взамен штатных. Зеленый цвет индикатора в прозрачной верхней части колпачка оповещает о нормальном уровне давления. Загорелся желтый - понизилось на 0,3 бар, красный - поднялось на 0,7 бар. Электронный отображает точные цифры. Большой недостаток наружных датчиков - недолговечность. Они подвергаются неизбежным вибрациям, нередким механическим воздействиям. Злоумышленнику, хулигану не составит труда снять эти приборы;
  • внутри колеса. Совмещены с воздуховодом. Крепятся специальными вентилями с вмонтированными в них антеннами. Это более современная конструкция. Она и показатели выдает точнее, и защищена лучше. Данные можно отслеживать, установив на смартфон специальное приложение.

Косвенной.

Непрямая TPMS представляет собой дополнительное программное обеспечение к системе ABS. Система контролирует, какое расстояние преодолевает колесо за один оборот. Спустившая шина уменьшает радиус колеса, оно вращается чуть быстрее. Перекачанная - наоборот. Косвенные TPMS первого поколения оповещают о неполадках общим сигналом, второго - конкретизируют, какое колесо спустило. Автомобилисты Украины характеризуют indirect-системы как неточные и медлительные, малонадежные.

Нет прямой TPMS, замеряйте давление манометром:

  • цифровым (электронным). Он выдает более точные данные;
  • аналоговым (механическим) - реечным с выдвижной шкалой, стрелочным. Стрелочные - удобнее, компактнее, не столь хрупки, как реечные.

Замерили, сверились с рекомендациями производителя, продумали маршрут предстоящей поездки, ее особенности, принимайте решение: оставить, как есть, подкачать или сбросить.

Чем опасно избыточное и пониженное давление в шинах на трассе

Завышения показателя чревато неприятностями:

  • пятно контакта с поверхностью дороги уменьшится. Сцепление с ней будет обеспечиваться только за счет центральной зоны протектора. Набрали скорость, входите в повороты - управлять автомобилем становится сложнее;
  • тормозной путь увеличивается;
  • шина изнашивается неравномерно, центральная зона протектора - ускоренно;
  • подвеска воспринимает возросшую нагрузку, так как покрышки в меньшей степени гасят вибрации;
  • в салоне становится неуютно. Шумно, каждая неровность на дороге ощутимо дает знать о себе.

Поэтому даже перед продолжительной поездкой шины перекачивать не стоит. Да, машина станет острее откликаться на команды управления. Но этим преимуществом стоит воспользоваться разве что в том случае, когда ехать предстоит по скоростному автобану.

Недостаточно подкачали, проблемы также возникнут:

  • то, что расход топлива станет больше (до 5%) - самая малая из них;
  • заметно ускорится износ шин, так как с дорогой станут контактировать боковины, на которых нет столь мощных блоков протекторов, как в центральной зоне;
  • весьма вероятно, что появятся грыжи, пробоины, повредите обод. Может разбортироваться колесо;
  • управлять станет сложнее;
  • автомобиль проявляет склонность к заносам, аквапланированию.

Впрочем, “золотой середины” придерживаться несложно. Контролируйте ситуацию, не упускайте из виду сигналы об изменении давления, вовремя реагируйте на них.

Сколько качать колеса перед поездкой

Производитель установил оптимальные показатели давления в шинах. В большинстве случаев достаточно просто придерживаться их, чтобы движение было безопасным. Для некоторых ситуаций уровень давления рекомендуется повысить:

  • на 0,2—0,3 бар, если предстоит несколько часов ехать по автобану, где можно разогнаться до 160 км/ч и более;
  • на 0,2—0,3 бар - в задних колесах. На тот случай, если запланировали тянуть прицеп или машина будет загружена так, что дальше некуда.

Значительно понижать давление приходится в экстремальных ситуациях:

  • машина завязла. Сбросьте до 1,2 бар и даже до 1,0 бар, если надели широкие покрышки на узкие диски, что исключит произвольную разбортировку. Снижение затрагивает и ведущую, и ведомую ось;
  • произошло диагональное вывешивание. Колеса зависли в воздухе по одному на оси по диагонали. Чтобы выровнять, сбросьте уровень давления в опорных. Тогда кузов немного опустится, сможете хоть как-то создать сцепление с дорогой. Этот способ не получится применить, если автомобиль улегся днищем;
  • на обледенелой трассе. Снизите до 1,6 бар, добьетесь лучшей управляемости и на сравнительно небольшой скорости доберетесь до пункта назначения или менее скользкого участка дороги.

Применяйтесь к конкретной дорожной ситуации, корректируйте показатели в ту или другую сторону.

Как обеспечить безопасность шин на трассе

Чтобы ехать с комфортом и покрышки не повредить, выставляйте показатель давления, держа в уме:

  • что рекомендует руководство по эксплуатации;
  • как привыкли ездить, спокойно или агрессивно, размеренно или динамично;
  • какой установлен типоразмер колес;
  • как далеко предстоит ехать;
  • по какому дорожному покрытию;
  • каков профиль выбранного маршрута, ровный или схожий с горным серпантином - с немалыми перепадами высот, затяжными спусками/подъемами, частыми крутыми поворотами;
  • какой будет загруженность автомобиля;
  • насколько сильным окажется влияние температуры. Скачок в любую сторону на 10°С приведет к изменению давления на 0,1 бар. Не только шинам, подвергающимся перегреву, но и водителю в жару приходится нелегко. Быстрее утомляется, замедляется скорость реакций, чаще нужно останавливаться, чтобы восстановить тонус.

Важно, что показатели давления, на которые ориентируются автомобилисты, измеряют на холодных шинах. Решили подкачать, делайте это на ровной площадке. После того, как автомобиль простоял не меньше 3 часов.

Читайте также: Топ полезных аксессуаров для осеннего сезона