В Украине кондиционер и вентиляция авто в жаркую погоду становятся настоящим спасением. Столбик термометра днем не опускается ниже отметки в 30°C, поэтому перегрев авто летом становится реальной опасностью. Какие угрозы таит духота в салоне, как поддержать в нем комфортные условия, что предпринять, если перегрелся - попробуем разобраться во всем этом.
Чем опасна высокая температура в салоне машины

Металл и стекло нагреваются значительно сильнее, чем воздух. При жаре за 30°C автомобиль белого цвета нагревается почти до 50°C, черного - до 70°C. Это настоящий тепловой удар для машины и всего, что в ней находится. Положение усугубляется, если лобовое стекло автомобиля повреждено. Трещины превращаются в фокус для солнечных лучей, значительно увеличивают силу их воздействия. Отдельные участки салона, на которые попадают лучи, прошедшие через трещины на лобовом стекле, перегреваются особенно сильно. К чему приводит перегрев:
- клеи в составе лобового стекла высыхают, оно теряет герметичность;
- пластик - деформируется;
- обивка - выгорает, теряет начальную расцветку;
- перегревшиеся обивка и пластик распространяют по салону неприятные запахи. Могут выделяться и токсичные соединения, опасные для здоровья;
- возрастает вероятность отказа, сбоя в работе электронных систем и устройств;
- люди, домашние животные могут получить тепловой удар;
- состояние водителя близко к тому, что наблюдается при алкогольном опьянении - теряется концентрация, ослабевает внимание, замедляется скорость реакций. Потеря контроля над дорожной ситуацией, даже частичная, ставит под угрозу безопасность;
- пожилым людям, болеющим, подверженным сердечно-сосудистым заболеваниям становится сложно сохранить приемлемый уровень самочувствия;
- гаджеты, емкости, содержащие вещества взрывоопасные и находящиеся под давлением, могут взорваться. Последствия взрыва бутылки с газированным сладким напитком устранить несложно, хоть и хлопотно. Куда хуже, если объектом сильного перегрева в салоне окажется баллончик с аэрозолем или газом, зажигалка, WD-40;
- продукты питания, многие из лекарственных препаратов в аптечке станут непригодными к употреблению.
Представляя опасности перегрева салона, проще принять меры, которые позволят избежать этого.
Защита от перегрева автомобиля: как ее выстроить

Чтобы салон жарким украинским летом не перегревался, автомобилисты действуют системно, не упуская из виду мелочей. Комплексную защиту автомобильного салона, водителя и пассажиров от горячего солнца выстраивают по трем направлениям:
- Тщательно готовят машину к летнему сезону, регулярно отслеживают состояние основных узлов и систем.
- Дополнительно укрывают от перегрева.
- Выдерживают оптимальный режим движения.
Поддерживаем системы авто в исправном состоянии

Готовитесь к лету, уделите дополнительное внимание:
- системе охлаждения двигателя, ее ключевым элементам - вентилятору, водяному насосу, радиатору, термостату;
- уровню и состоянию антифриза;
- автокондиционеру. Проверьте компрессор, радиатор, испаритель, осушитель, трубки;
- проверке электросистем.
Чем чище будет кузов автомобиля, тем меньше он станет нагреваться под солнечными лучами. Поэтому стоит мыть его почаще и тщательнее, тогда температура в салоне поднимется не так высоко.
Как избежать жары в авто, дооснастив его

Помимо проверки и отладки систем автомобиля, стоит подыскать средства, которые снизят температуру в салоне, сделают пребывание в нем более комфортным. Что делают украинские автомобилисты, чтобы достичь этой цели:
- обрабатывают поверхность кузова полиролями, воском, чтобы придать ему блеск. Блестящие поверхности лучше отражают солнечные лучи, салон нагревается меньше;
- наклеивают тонировочные пленки. На лобовое стекло - атермальную. Антибликовая - позволит водителю лучше контролировать ситуацию, не позволяя ни на миг ослепнуть от внезапных вспышек солнечного света. На стекла дверей, заднее стекло - с повышенным затемнением;
- устанавливают на время стоянки на лобовом стекле светоотражающий фольгированный экран на присосках. Если грамотно разместить, то надежно закроете от жары торпедо;
- приобретают охлаждающие коврики для авто. Твердый полимерный гель, который находится внутри, выступает как хладагент. Можно положить и на торпедо, и под ноги, и на сиденья;
- набрасывают на сиденья охлаждающие подушки. Они оснащены вентилятором, который подает охлажденный воздух через 26 отверстий;
- развешивают на окнах солнцезащитные шторки. Эти недорогие приспособления оптимально подходят для автомобиля без кондиционера, который ездит, в основном, по городу, со скоростью 40-60 км/ч;
- устанавливают на окна дефлекторы воздуха. Поставили автомобиль на стоянку, слегка опустили стекла, принудительная вентиляция немного понизит температуру в салоне;
- накрывают кресла черного цвета светлыми чехлами, которые лучше отражают солнечный свет.
Некоторые из предложенных мер связаны с достаточно большими затратами, другие - вполне укладываются в рамки скромного бюджета. Каждый автомобилист может выбрать те, что подходят для его машины, отвечают собственным представлениям о дизайне и интерьере салона.
Соблюдаем режим движения и остановок

Обеспечить защиту автомобилю от солнца вполне возможно без малейших затрат:
- планируйте поездки так, чтобы находиться в пути, по большей части, в утренние и вечерние часы. В Украине летом до 10 и после 17 часов уже не так жарко, как в полдень, уровень УФ-излучения - ниже;
- прокладывайте маршруты по тенистым улицам, вдоль парковых зон, водоемов, лесных массивов;
- избегайте улиц, где часто случаются заторы;
- едете в жару, придерживайтесь скоростей несколько ниже привычных, откажитесь от динамичного вождения. Так легче контролировать ситуацию, не нужно перенапрягаться. Меньше станет причин опасаться, что под горячим украинским солнцем закипят антифриз или тормозная жидкость, перегреются тормозные колодки, тормозные диски;
- подолгу находитесь в пути, делайте остановки каждые 2-3 часа. Автомобиль поставьте в тень, закройте окна светоотражающим экраном, шторками. Чуть опустите стекла, чтобы заработал дефлектор. Есть люк - откройте, пусть горячий воздух поднимается вверх, покидая салон.
Остановились, никогда не оставляйте в закрытом авто больше, чем на несколько минут детей, людей с заболеваниями, домашних животных. Всегда существует вероятность непредвиденной продолжительной задержки. И нет гарантий, что на жаре двигатель внезапно не заглохнет. Пассажиры окажутся в замкнутом пространстве при отключенном кондиционере. Им грозят не только жара, но и паника. Кто-то может страдать клаустрофобией.
Что делать, если машина перегрелась и в салоне царит духота

Заехали на стоянку, нашли тень, отправились по делам. Вернулись, а солнце переместилось, в салоне - как в духовке. Как восстановить нормальную температуру:
- определяем, откуда ветер дует. С той стороны немного опускаем стекла, а с подветренной - приоткрываем двери. Уже через минуту станет прохладнее, можно запускать двигатель;
- остужаем вентиляционные каналы за счет максимального обдува;
- слишком разогретые детали интерьера, руль протираем влажными полотенцами, салфетками и накрываем. Оставшаяся в них влага станет испаряться, что поможет остудить салон.
Что делать дальше, зависит от того, установлен ли в автомобиле кондиционер, насколько совершенна система климат-контроля. В автомобилях премиального сегмента запускают на максимум климатическую установку, вентиляцию сидений при закрытых окнах. Есть время, подождите несколько минут вне машины, пока в салоне установится оптимальная температура.
С автокондиционером попроще в путь лучше тронуться без промедления, как только проветрили салон. Поток холодного воздуха направьте вниз, к ногам. Стало попрохладнее, выставьте режим “Авто”, при котором система сама определит, как нужно охлаждать салон.
Нет кондиционера - охладите лобовое стекло (без фанатизма!), начинайте движение с открытыми окнами. Разогнались, оставьте окна лишь чуть приоткрытыми. При таких условиях достигается оптимальное охлаждение салона.
Вредные советы
Замечательный детский писатель Г. Остёр оставил книжку с таким названием. Детям, которые обычно поступают правильно, советовал ее не читать. К сожалению, многие взрослые люди до сих пор питают необъяснимое пристрастие к вредным советам. Например, в жару пытаются быстро установить прохладу в салоне автомобиля. Для чего:
- разбрызгивают холодную воду. Пачкается обивка, панель покрывают разводы, вода затекает под кнопки, из-за чего сбоит электронный блок управления;
- открывают настежь двери. Так стоит делать только в безветренную погоду, в безлюдном месте и только там, где не ездят транспортные средства. Иначе привлечете внимание воришек и загрязните салон так, что долго придется вычищать;
- едут с (при)открытым багажником. ПДД - побоку, багажа - не жалко, повредятся петли, упоры - ерунда;
- обливают горячее лобовое стекло холодной водой. Покрывается микротрещинами, сколами;
- надолго оставив машину на стоянке, открывают люк настежь. В лучшем случае, в салон залетит пыль. Пойдет дождь - пострадает обивка потолка, капли затекут в другие места, которые лучше уберечь от влаги;
- едут с открытыми окнами, не имея возможности использовать электростеклоподъемники. Подъедете к чадящему автобусу, грузовику, запыленному участку дороги - мало не покажется.
Не все рекомендации стоит принимать на веру. Ситуации, когда салон автомобиля сильно нагреется в летнюю жару, по большей части можно не допустить. Поддерживайте авто и его систему охлаждения в исправном состоянии. Затонируйте стекла, используйте другие способы поддерживать прохладу в салоне. Рационально планируйте маршруты поездок, выбирайте удобные места для стоянки.
Перегрелся салон, не спешите охлаждать, как попало, чтобы не нанести ущерба ни себе, ни автомобилю.
Читайте также: Что взять с собой в багажник для поездок в межсезонье