Система охлаждения (СО) выполняет одну из самых важных функций для работы любого ДВС. Если двигатель чрезмерно холодный, то упадут его технические характеристики, возрастет расход топлива и засор выхлопной системы. Перегрев — повлечет за собой снижение мощности, интенсивное образование нагара внутри цилиндров ДВС, деформацию и разрушение корпуса. Происходят эти необратимые процессы в результате детонации, увеличения трения и высокой температуры.
Чтобы избежать таких негативных последствий, следует поддерживать стабильную рабочую температуру мотора. Добиться этого позволяет циркуляция моторного масла и охлаждающей жидкости в его внутренних полостях. Если в одном из участков СО возникнет проблема, — нарушается температурный режим и стабильность ее работы.

Что вызывает перегрев двигателя?
Перегрев двигателя может быть вызван большим количеством причин. Нарушение герметичности, сбой при переключении между двумя кругами движения жидкости по системе, недостаток антифриза либо масла, нарушение проходимости, неправильная работа вентилятора обдувающего радиатор. Рассмотрим основные факторы, что вызывают перегрев при работе ДВС:
- внешнее загрязнение радиатора (грязь, пух и прочий мусор между сот);
- внутренние наслоение ржавчины, продукты распада антифриза;
- течь жидкости под уплотнением или поврежденный корпус/патрубок;
- неисправность помпы (останавливается циркуляция жидкости по системе);
- клин термостата в закрытом положении (ОЖ движется только по самому двигателю);
- неисправность принудительного охлаждения (не работает вентилятор охлаждения двигателя);
- механическое повреждение и нарушение герметичности (брешь в радиаторе, разрыв патрубка, трещина в двигателе);
- отказ электроники, что следит за температурой (неисправные датчики, окислы или обрыв электроцепи).
Если вовремя не выявить сбой в охлаждающей системе, то может не только перегрев возникнуть, но и ряд необратимых критичных последствий для работы ДВС.
Признаки перегрева двигателя
Один их первых признаков, который можно заметить — высокая температура двигателя. Ее показатель отображается на дисплее приборной панели. Нормальное значение находится в пределах 80-95°C. Но если стрелка пересекла отметку 100 градусов и движется в красную зону, то охлаждающая жидкость может начать кипеть.

Дальнейший перегрев повлечет за собой повышения давления внутри системы. Которое, сначала, негативно скажется на самых слабых ее местах (патрубки, прокладки). А затем и самом двигателе. Поэтому внимательно следите за общей работой мотора. Признаками перегрева являются:
- снижение реакции двигателя на нажатие педали газа;
- потеря мощности и тяги двигателя (случается при больших нагрузках во время перевозки тяжелого груза и попытках выбраться из грязи на бездорожье);
- пар из-под капота (результат срабатывания клапана давления в крышке расширительного бачка);
- запах горелого масла;
- стук и излишняя вибрация.
Дальнейшее движение в таких ситуациях может повлечь необратимые процесс внутри мотора. Так что внимательно следите за его работой и функционированием охлаждающей системы.
Как предотвратить поломки системы охлаждения?
Во избежание неисправной работы системы охлаждения или отдельных ее компонентов, следует придерживаться определенных мер предосторожности. Регулярно производите осмотр подкапотного пространства и своевременно выполняйте техническое обслуживание транспортного средства. К таким процедурам относится:
- Проверка состояния и уровня охлаждающей жидкости. Изменения укажут на потерю герметичности либо плохое качество антифриза.
- Регламентная замена ОЖ и помпы. Периодичность процедуры 100 - 150 тыс. км;
- Своевременная замена неисправных деталей системы. Периодически могут ломаться: термостат, прокладка ГБЦ, датчики и другие электронные компоненты.
- Проверка состояния патрубков. Утечка охлаждающей жидкости случается на стыках и соединениях, через трещины.
- Чистка сот радиатора. Грязь на радиаторе не позволяет отводить тепло надлежащим образом.
- Промывка радиатора от отложений внутри. В процессе износа системы и антифриза происходит засоряется до такой степени, что приходится покупать новый радиатор охлаждения двигателя.
Однако перегреваться двигатель автомо может, как по причине поломок, так и неправильной эксплуатации в летнее время. Поэтому кроме своевременного обращения в сервис важно правильно использовать автомобиль и вовремя остановится, когда этого требует ситуация.
Когда следует обратиться в сервис?
Такие процедуры, как чистка и промывка радиатора не будут сложными. Их можно произвести самому в домашних условиях. То же самое касается и замены ОЖ. Но когда дело касается замены прокладок, патрубков, других деталей системы или происходит поломка радиатора, то понадобятся определенные навыки и соответствующий инструмент. В таких случаях будут лучше, если вы обратитесь к мастеру в автосервис. Также придется посетить СТО, если перегрев двигателя длился более 20 минут.

Необходимость обращаться в сервис для диагностики и устранения последствий перегрева не возникнет, если вы регулярно устраняете засоры, проводите обслуживание двигателя и его системы охлаждения. Когда вовремя будут заменены вышедшие из строя детали, антифриз. Осуществляются регулярные осмотры под капотом (для контролироля уровня жидкостей и наличия течи), тогда перегрев вам не грозит.