Почему осенью чаще выходит из строя аккумулятор

Когда осень в Украине начинает активно вступать в свои права, все больше автомобилистов жалуется на снижение емкости АКБ. Так происходит из года в год. Поэтому автомобилистам Украины важно представлять, почему садится аккумулятор осенью. Тогда становится понятнее, как предотвратить проблемы с запуском двигателя, не допустить ускоренного разряда АКБ.

Почему важна осенняя проверка батареи

Значимость аккумулятора в автомобиле и небрежное отношение многих водителей к нему демонстрируют статистические данные из Германии. В ФРГ общество ADAC ведет статистику поломок, которые происходят с автомобилями. За 2024 год зарегистрировано больше 3,6 млн. Почти 45% неисправностей приходится на разрядившиеся аккумуляторы. Поэтому ADAC на первое место среди советов, как поддерживать работоспособность автомобиля, ставит регулярную проверку АКБ. Она становится особенно необходимой, когда наступают дожди и холода.

Проблемы запуска в дождь из-за АКБ и не только

В дождливую погоду многим водителям случалось оказаться в такой неприятной ситуации. Одна из наиболее вероятных неисправностей - коррозия поразила провода и клеммы аккумулятора. Контакт затрудняется, двигатель заводится не сразу. Окисление клемм приводит и к другим неприятностям: возникает утечка тока, АКБ разряжается.

Сразу запустить двигатель под дождем не удается не обязательно из-за проблем с аккумуляторной батареей. Это может случиться, потому что влага оказалась на:

  • проводах зажигания;
  • контактах датчиков - абсолютного давления и/или массового расхода воздуха;
  • внутренней стороне крышки трамблера;
  • внутренней обмотке катушки зажигания.

Давно не проверяли воздушный фильтр, накопившаяся в нем грязь в сочетании с влагой вполне способны помешать быстро запустить двигатель - нет достаточного доступа воздуха.

Все же основной причиной проблем с запуском в условиях повышенной влажности выступает неисправность АКБ.

Что подталкивает провести проверку батареи

Не хотите, чтобы заряд аккумулятора резко снижался, что обнаружится в неподходящий момент, найдите время посмотреть, в каком он состоянии. Это стоит сделать, если:

  • много ездили жарким летом;
  • автомобиль долго простаивал;
  • преодолеваете на машине за день небольшие расстояния, совершаете при том продолжительные остановки;
  • установили в автомобиле немало оборудования, которому для работы нужно электричество;
  • появились проблемы с запуском двигателя;
  • ожидаете наступления морозной зимы;
  • не заряжали батарею два года;
  • АКБ отслужила 3-5 лет.

Каждая из этих причин достаточно весома, чтобы осенью проверить, насколько работоспособна аккумуляторная батарея.

Причины разрядки аккумулятора в холод и дождливую погоду

Во время сезона осенних дождей и зимой автомобилисты Украины часто жалуются, что аккумулятор плохо держит заряд. Причин, по которым батарея быстро разряжается при таких погодных условиях, немало. Морозы и сырость, резкие температурные перепады отрицательно влияют на аккумуляторную батарею:

  • запуск двигателя происходит в условиях, когда стартер потребляет почти вдвое больше тока, истощая батарею;
  • двигатель чаще работает на низких оборотах. АКБ не только полноценно не заряжается, но теряет емкость;
  • электролит становится вязче. Из-за чего емкость батареи снижается по естественным причинам. Вдобавок - снижается электропроводность, химическим процессам в аккумуляторе приходится преодолевать возросшее внутреннее сопротивление;
  • из-за постоянно высокой влажности распространяется коррозия, окисляются клеммы;
  • растет энергопотребление, так как в холодном и сыром салоне автомобиля находиться вредно для здоровья и неуютно. От АКБ требуется повышенная отдача;
  • поездки совершаем, как правило, менее продолжительные, чем в теплое время года. Короткие поездки, до 20 минут, вытягивают из АКБ энергии больше, чем может давать ей генератор;
  • автомобиль дольше простаивает, что также приводит к утечке. Чем продолжительнее простой, тем сильнее разрядится батарея. Хотя для полной разрядки времени потребуется немало - несколько месяцев;
  • поездки требуют от водителя большего напряжения сил, повышенной концентрации. Поэтому он нередко забывает отключить оборудование, которое отбирает энергию из аккумулятора.

Все это однозначно подталкивает автомобилистов к тому, чтобы осенью оценить, насколько АКБ готова к усложнившимся условиям эксплуатации.

Как проверить аккумулятор перед зимой

Не нужно откладывать, дожидаться, когда придет настоящий зимний холод и АКБ станет работать с перегрузками. Лучше загодя оценить, в каком состоянии находится батарея, исправить, что возможно, подготовить ее к морозам. Проверку проводят в два этапа:

  1. Сначала оцениваем функциональное состояние, не снимая.
  2. Снимаем, приводим в порядок, подзаряжаем.

Если первый этап проверки выдал отличные показатели, то вместо второго можно ограничиться визуальным осмотром.

Быстро проверяем мультиметром

  • Запускаем двигатель. Устанавливаем холостые обороты. Подключаем мультиметр. Желательное напряжение - 13,5-14 В. Если выше 14,2 В, подзарядите аккумулятор.
  • Когда двигатель отключен, напряжение должно находится в диапазоне 12,0-13,5 В. Упало до уровня 11,8-12,0 В и ниже, значит АКБ почти разряжена.

Самостоятельно снимаем и готовим к зиме

Приводить аккумулятор в порядок самому следует только в том случае, если располагаете необходимыми навыками и оборудованием, есть все условия для проверки.

Сбросили клемму “-”, потом - “+”, сняли. После чего работаете в теплом нежилом помещении, подальше от источников огня:

  • чтобы смыть грязь с корпуса и очистить клеммы, разводим соду. На стакан воды - 1-2 чайные ложки. После протирки клемм тряпочкой, смоченной в 10%-ном содовом растворе, снимаем остатки окислов на клеммах наждачкой;
  • проверяем напряжение, используя нагрузочную вилку;
  • доливаем дистиллированную воду, если электролит опустился ниже нормального уровня. Он должен держаться на 15-20 мм над пластинами батареи;
  • замеряем ареометром плотность электролита. Опустилась ниже 1,27-1,25 г/см³, нужно менять электролит. Доливать новый к старому нельзя.

Если АКБ разрядилась свыше 80%, проводим полную зарядку. Ток при этом должен быть равен 1/10 емкости батареи. Пока напряжение, замеряемое на клеммах аккумулятора, поднимется до 14,4 В, пройдет 10-12 часов. Нагревается корпус, зарядка завершилась намного быстрее - аккумулятор пора менять. У него слишком много проблем, чтобы можно было продолжать эксплуатировать.

Что делать, если аккумулятор не тянет и как этого избежать

Почему это могло произойти:

  • отслужил свое;
  • разрядился;
  • клеммы окислились;
  • контакт на клеммах слаб;
  • пластины покрылись налетом сульфата свинца. Сульфатация случается потому, что АКБ долго оставалась разряженной;
  • генератор не работает, как следует.

Видите, что аккумулятор не тянет, используйте комплект проводов, чтобы прикурить с чьей-то помощью. Есть время, зарядите батарею, поищите, почему не справляется с запуском, устраните неисправности - почистьте клеммы, отремонтируйте генератор.

Чтобы снова не сталкиваться с такой проблемой:

  • контролируйте, как работает генератор;
  • следите за состоянием АКБ и чистотой клемм;
  • заглушили двигатель, проверьте, все ли потребители электричества отключены.

Многие владельцы автомобилей зимой пользуются ими нечасто. Аккумуляторная батарея не подведет, если станете время от времени подзаряжать.

Читайте также: Как защитить салон от грязи и влаги