Почему сцепление выходит из строя и как его сохранить?

Сцепление — это важный элемент трансмиссии, который расположен в коробке передач. Механизм его работы отвечает за передачу крутящего момента от двигателя на ведущие колеса автомобиля. Переключение скоростей, остановка движения. Ничто не обходится без его участия. Поэтому чтобы КПП могла максимально долго безотказно выполнять свою функцию, важно знать, как сохранить сцепление в рабочем состоянии.

Сцепление

Сцепление состоит из выжимной корзины, подшипника и фрикционного диска. На все составляющие части, из-за воздействия усилия при нажатии и удержании контакта с маховиком ДВС, возникает огромная нагрузка. Так что в процессе работы сцепления его износ неизбежен. Раннее определение признаков нарушения эффективности взаимодействия элементов механизма, позволяет сохранить составляющие части и продлить срок службы всего сцепления.

Основные причины износа сцепления

Механическая коробка передач, в отличие от АКПП, для отлаженной работы постоянно требует должного внимания, регулярного обслуживания и навыков обращения. Неправильная эксплуатация и небрежное переключение скоростей — главная причина износа сцепления. Также большую роли играет качество изготовление и правильность установки деталей. В частности, проблемы могут возникать в результате:

  • износа маховика;
  • резкого трогания с места;
  • долгое удержание сцепления в выжатом состоянии;
  • не полном выжимании педали во время переключения скоростей.

Поэтому если хотите сохранить работоспособность коробки передач, то уделите внимание ее корректной эксплуатации.

Признаки неисправного сцепления

В большинстве случаев неисправность сцепления развивается и проявляется постепенно. Поэтому явные признаки на раннем этапе могут заметить не все. Насторожить должно следующее поведение авто:

  • возникшие трудности при включении сцепления;
  • пробуксовка (кода обороты растут, но ускорение происходит медленно);
  • вибрация на ручке КПП при выключении сцепления;
  • рывки при включении передач.

Если вы заметили такие признаки, то следует посетить СТО, где будет произведена диагностика сцепления. Чаще всего неисправность заключается в износе фрикционного диска. О такой проблеме может свидетельствовать горелый запах в салоне, когда коробка находится под нагрузкой (во время спуска или подъема вверх на груженом авто). В этот момент происходит пробуксовка ведомого диска. Но не редко менять приходится весь комплект сцепления.

Замена сцепления в сборе с диском, корзиной и подшипником возникает если:

  • “сцепление ведет”, происходит не полное размыкание и замыкание контакта с маховиком (трудно включать передачи);
  • слышен треск, скрежет, вибрация, а переключение передач происходит с усилием;
  • издается визг или гул при нажатии на педаль.

Когда заметите такие симптомы неисправности, немедленно обращайтесь в автомастерскую за помощью специалистов. Дальнейшая эксплуатация транспортного средства с такими проблемами не только не комфорта, но и создает опасность на дороге.

Советы по сохранению сцепления

У новичков за рулем автомобиля с механической коробкой износ сцепления может произойти спустя 20-40 тыс. км пробега. Первым страдает ведомый фрикционный диск. Поэтому если с момента предыдущей замены комплекта прошло не так много времени, – рекомендуем пересмотреть свое отношение к коробке передач. А именно:

  • своевременно менять масло трансмиссионное;
  • выжимать до конца педаль сцепления, прежде, чем включать передачу;
  • отпускать педаль плавно, чтобы не возникало резких рывков;
  • избегайте длительного отсутствия контакта фрикционного диска с маховиком (в этот момент большую нагрузку испытывает выжимной подшипник и лепестки корзины);
  • не стартуйте с 2-й либо 3-й передачи;
  • не допускайте пробуксовки сцепления (часто возникает при движении “в натяжку”);
  • не перегружайте машину (езда в груженом состоянии либо с прицепом создает дополнительную нагрузку на диск сцепления).

Бережная эксплуатация, своевременное обслуживание и диагностика проблем позволяют продлевать срок службы любому механизму автомобиля.

Когда пора менять сцепление?

Замена сцепление

Ресурс работы комплекта без замены может достигать до 200 000 км пробега. Поломка сцепления может произойти и раньше, если вовремя эксплуатации преобладала динамичная манера вождения. Резкие старты, быстрое, неполное переключение передач, езда в горной местности, не своевременная замена сальника первичного вала КПП (подтекающее масло способствует пробуксовке) уменьшает срок службы механизма до 80-100 тыс. км. ходу.

Если вы заметили пробуксовку, передачи начало выбивать при включении или появляется посторонний звук — пришла пора менять сцепление. Но чтобы в этом убедится окончательно, можно выполнить простой тест. Попробуйте плавно трогаться, без подгазовок, с первой скорости. Когда авто начинает движение лишь на середине амплитуды хода педали — налицо факт износа либо проблемы с исполнительным механизмом (тросом привода или рабочим цилиндром).

Любая тяжелая эксплуатация автомобиля с перегрузками, резким нажатием на педаль газа, бросанием сцепления, переключением передач на высоких оборотах двигателя — “сжигают” фрикционный диск, перегревают корзину и подшипник сцепления. Если относится к нему более бережно, то менять детали механизма придется реже.