Зима в Украине - не лучшее время для долгих поездок на автомобиле. Сложности многократно возрастают, если устанавливаются сильные холода. Особенные неприятности причиняют проблемы с генераторомв мороз. Чтобы избежать их, нужно представлять, чем вызываются неисправности, какие у них симптомы, знать алгоритм проверки.
Почему зимой генератор работает с перегрузкой
Запустили двигатель легкового автомобиля, устройство заработало. И будет действовать непрерывно, питать потребителей электроэнергии, пока не заглушите мотор. Продолжительная эксплуатация уже подразумевает значительные нагрузки. А в зимний сезон, с наступлением холодов, они заметно возрастут, потому что:
- нужно обогревать салон, в холодном долго не выдержишь - замерзнешь, заболеешь;
- заботиться о комфорте - подогревать сиденья;
- гарантировать безопасность - подогревать лобовое стекло и стекла дверей, боковое зеркало и зеркало салона, чтобы обзор был хорошим;
- зарядка аккумулятора от генератора зимой - привычное явление. Пока с трудом запускаете в мороз двигатель, АКБ сильно разряжается, а заряд следует восполнить, не откладывая.
Помимо холодов, зимой нагрузки на генератор автомобиля возрастают еще по одной веской причине. Соли реагентов, которыми в Украине принято посыпать дороги, чтобы не обледенели, проникают в подкапотное пространство, запуская процесс электрохимической коррозии. Она поражает корпус, подшипник, щетки генератора. Ввиду ускоренного износа компонентов устройство вынуждено функционировать с перегрузкой. Из-за этого быстрее выходит из строя.
Основные неисправности генератора в мороз
Конструкция устройства достаточно сложна. Автомобиль по ходу движения меняет скорость, двигатель работает на разных оборотах, а потребителям электроэнергии в машине ток нужно подавать так, чтобы рабочее напряжение не выходило из диапазона 13,8–14,7 В. Сложность конструкции, непростые условия эксплуатации подразумевают определенную вероятность неполадок. Нередко автолюбители жалуются, что генератор зимой не заряжает аккумулятор, что-то с ним не так.
Можно выделить две группы неисправностей:
- Механические. Разрушаются крепления, деформируется корпус, некорректно работает или вовсе разрушается подшипник, ремень генератора ослабевает, растрескивается, расслаивается.
- Электрические. Может быть повреждены диодный мост (выпрямитель), интегральный регулятор напряжения, проводка. Изнашиваются, выгорают токосъемные кольца и щетки генератора. Обрываются, замыкают витки обмотки статора. Возникает биение ротора, отмечаются его пробои.
Повышенные нагрузки в холодную погоду приводят к тому, что неисправности случаются чаще. К этому нужно быть готовым и постараться не допустить поломок.
Признаки неисправности
Одно из средств в решении проблемы, как защитить генератор зимой, - внимание к тревожащим изменениям в его работе, к симптомам неисправности. Чаще всего отмечают такие признаки:
- постоянно горит лампа, подающая сигнал, что устройство неисправно;
- выкипела или разрядилась АКБ;
- постоянно горит или мигает лампочка контроля заряда аккумулятора;
- фары светят тускло;
- увеличиваете обороты, заметно меняется яркость фар и не остается стабильной;
- разгоняетесь, прибавили газу, стал слышен свист из-под капота. Он сигнализирует, что ослабло натяжение приводного ремня;
- звуковой сигнал дребезжит или раздается слишком тихо;
- работа генератора сопровождается воющим или пищащим звуком. Это прямая подсказка - износились подшипники.
Иногда симптомы неисправности генератора оказываются обманчивыми. Постоянное горение сигнальной лампы могут вызываться всего лишь отказом ее реле. Обгорают контакты замка зажигания, нет нормального контакта в гнезде и предохранитель не дает подключить цепь обмотки возбуждения, а подозрения возникают относительно неисправности генератора.
Из-за чего случаются неисправности
Жалобы автолюбителей на стартер и генератор зимой в Украине учащаются. Но стартер не работает постоянно, поэтому проблемы из-за него возникают реже.Комплектующие генератора выходят из строя из-за:
- невысокого качества;
- перегрузок;
- воздействия коррозии, загрязнения;
- ненадлежащего обслуживания устройства;
- естественного износа.
Проявились симптомы неисправности, проверку можно выполнить самостоятельно.
Как проверить генератор зимой
Простейший тест исправности - проверка предохранителя. После чего переходим к:
- ротору, свободно ли вращается;
- корпусу, проводам и ремню, не нарушилась ли целостность;
- щеткам (могли заклиниться, износиться, перекоситься) и коллектору (заискрит, если в его канавках накопилась графитовая пыль);
- подшипникам.
Следующий этап связан с использованием мультиметра:
- Измеряем сопротивление на контактных кольцах. Норма - 1,8 - 5 Ом. Если видим, что оно ниже - налицо короткое замыкание в витках обмотки. Выше - оборвалась обмотка.
- Отсоединяем обмотку статора от выпрямителя. Если показатели сопротивления бесконечно велики, то “пробоя на массу” нет.
- Отсоединяем диоды от обмотки статора. Устанавливаем соответствующий режим проверки. Щуп “-” - на вывод фазы, “+” - к “+” выпрямителя. Замерили, переставляем щупы. Показания оказались одинаковыми - увы, диодный мост неисправен. Заодно стоит осмотреть его контакты: окислились, вскоре прикажет долго жить, так как радиатор перегревается.
Завершили проверку, нашли, в чем проблема, меняем неисправные комплектующие. Перематывать обмотку смысла нет, дорого. Проще заменить новой в сборе.
Советы по уходу за генератором в холод
Не хотите нервничать и жаловаться, что генератор плохо работает в холод, позаботьтесь о нем:
- держите устройство в чистоте. Тогда не будет перегреваться и сокращать срок эксплуатации;
- своевременно выполняйте замену комплектующих;
- следите, чтобы приводной ремень был нормально натянут, не оказался растрескавшимся, расслаивающимся;
- пользуйтесь аккумулятором, который хорошо держит заряд. Тогда избавите генератор от дополнительной нагрузки;
- перевели двигатель на холостые обороты, отключите всех потребителей электроэнергии, без которых пока можно обойтись. Если оставить работать аудиосистему, не отключить кондиционер, обогревать стекла и зеркала, то генератору придется нелегко;
- не подключайте одновременно много устройств, которые потребляют электроэнергию в немалых количествах. Не можете без этого обойтись, установите генератор помощнее.
Обнаружили тревожные симптомы в работе автомобильного генератора, не медлите с диагностикой. Не получается самостоятельно обнаружить/устранить неисправность, обратитесь в автосервис. Если правильно обслуживать, вовремя менять изношенные детали, то проблем генератор даже зимой не доставит. Благо, в Украине она редко бывает морозной.
Читайте также: Чем опасны трещины на пыльниках зимой