Когда столбик термометра все чаще опускается ниже отметки 0°C, системы автомобиля испытывают повышенные нагрузки. Особенно беспокоит водителей в Украине работа амортизаторов зимой. Стойки стучат, быстрее изнашиваются, требуют повышенного внимания. Важно понимать, почему происходят неблагоприятные изменения. Тогда проще предотвратить неисправности, сохранить в поездках привычный комфорт и безопасность.
Что происходит с амортизаторами при морозе
Любой водитель, отъездив пару-тройку зим в Украине, утвердительно ответит на вопрос, влияет ли мороз на амортизаторы. Признает это влияние негативным. Иначе и быть не может, если принять во внимание устройство узла. Его работа характеризуется усилием отбоя/сжатия. Величина усилия зависит от того, с какой скоростью шток проталкивает рабочую жидкость сквозь клапан.
Естественно, что на холоде она густеет, становится более вязкой. Чтобы прошла через клапаны, приходится прикладывать заметно большие усилия. Но скорость прохождения все равно падает. Эти изменения настолько заметны, что водитель обязательно обратит внимание на:
- возросшую жесткость подвески. Чуть не каждая неровность дороги дает о себе знать тряской, ударами по кузову;
- то, что от подвески доносятся тревожащие глухие постукивания, амортизаторы стучат.
Температурный диапазон, при котором можно применять масло, широк. Нижняя отметка может доходить до -25°C и еще ниже. Но на холоде рабочая жидкость все равно густеет. Из-за этого отверстие клапана может или остаться открытым, или не закроется полностью. Через некоторое время рабочая температура масла придет в норму, но функциональность клапана не восстановится. Он не создаст необходимого сопротивления, рабочая жидкость станет проходить с большей, чем предусмотрено, скоростью. Шток перемещается с меньшим усилием, узел теряет рабочие характеристики.
Холод несет еще одну немалую опасность. Резиновые детали теряют эластичность, твердеют. Втулки, сайлентблокирастрескиваются, обрываются. Рабочие кромки сальника перестают плотно прилегать к штоку. Уплотнитель испытывает возросшее давление, не справляется с ним, пропуская рабочую жидкость, или повреждается.
Такое воздействие морозов нередко приводит к тому, что после зимы в Украине многие владельцы автомобилей вынуждены менять амортизаторы.
Типичные неисправности зимой
Случаются они, как правило, потому, что подготовка к зимнему сезону была пущена на самотек. Что может из-за этого произойти:
- Состарилась рабочая жидкость в амортизаторах, зимой это неприятно аукнулось. Машина ведет себя непредсказуемо, управлять ею на зимней дороге становится по-настоящему опасно. Единственный способ исправить положение - заменить стойки парой. Выбрать хорошего качества, чтобы прослужили подольше, морозов не боялись.
- Пыльник амортизатора не заменили вовремя. Шток остается незащищенным, загрязняется, на нем появляется ржавчина. Отбойник амортизатора выходит из строя, водитель буквально почувствует это на себе. Сальник быстро утратит рабочие характеристики. Утечка в разгерметизировавшейся системе становится все сильнее. Не остается другого выхода, как менять узел. А ведь достаточно было вовремя поставить новый пыльник, чтобы предотвратить эти неприятности и расходы.
- Уплотнения поршня, сальник оказались недостаточно устойчивы к износу. Морозная погода, воздействие солей от химреагентов, которыми посыпали дороги, быстро разрушили их.
Не стоит радоваться тому, что на холоде амортизаторы эффективнее справляются с колебаниями кузова. Если не прогревать, то вероятность поломки возрастет многократно.
Почему амортизаторы стучат на холоде
Характерное поведение подвески на морозе - реагирует жестче. Что касается стука, то его появление совершенно естественно:
- загустение рабочей жидкости затрудняет функционирование клапанов;
- наехали на неровность, штоку становится сложно быстро переместиться;
- давление становится избыточным, амортизатор не срабатывает, не поглощает поступившего от колеса ударного воздействия. Оно доходит до кузова, зарождается глухой неметаллический стук.
Дополнительный вклад в появление шума от подвески вносится затвердевшими от холода резиновыми компонентами - втулками, сайлентблоками. А в самом амортизаторе - отбойником, сальником.
Как реагируют на холод амортизаторы с разными рабочими жидкостями
- Масляные на морозе не настолько подвержены кавитации (вспениванию рабочей жидкости), как в жару. Но у этого преимущества есть неприятная обратная сторона - застучат, так как масло сильно загустеет. Избежать стука удастся вряд ли.
- Газомасляные — азот мало способен противодействовать загустению. Но стук будет поглуше, чем в масляных.
- Газовые — мороз так сильно сказаться не может. Высокое давление газа лучше справляется с загустением масла. Но они и без того жесткие, менее комфортные. Холод усиливает это свойство.
Так что, стук в морозы исходит от всех амортизаторов. Тише прочих - от газовых.
Когда стук (не)свидетельствует о неисправности
Наехали на кочку, услышали стук от непрогревшихся стоек, причин для тревоги пока нет. Другое дело, если:
- подвеска стучит и будучи прогретой, и с наступлением теплой погоды;
- автомобиль долго раскачивается после того, как проехали неровный участок;
- машина “клюет”, когда тормозите;
- разогнались, задняя часть авто приседает, передняя - приподнимается;
- повороты проходите с сильным креном;
- управлять автомобилем стало сложнее;
- от рулевого колеса исходят довольно ощутимые вибрации;
- шиныизнашиваются неравномерно, протектор - волнообразно.
В сочетании со стуком от подвески на холоде каждый из перечисленных симптомов - прямой сигнал провести диагностику. Визуальный осмотр и примитивный тест на раскачивание кузова выполнить несложно.
Не сталкиваетесь с перечисленными признаками неисправностей, стук исчезает после прогрева, появляется глухо, когда температура падает ниже 15°C - тревожиться нет оснований.
Советы по эксплуатации амортизаторов в холод
Зима - суровое время для автомобиля. Как правило, советы по амортизаторам зимой сводятся к тому, что:
- Водить авто нужно аккуратно, не увлекаться высокими скоростями и эффектными маневрами. Не перегружать, избегать асимметричной нагрузки на подвеску.
- Следует подготовить узел к сезону.
- Ухаживать за стойками.
- Прогревать в начале поездки.
Соблюдаете разумные предписания, гарантируете длительную надежную работу амортизаторов.
Проверка до и после поездки
Закончилась или предстоит продолжительная поездка, можете воспользоваться диагностическим вибрационным стендом. Не видите в этом острой необходимости, ограничьтесь:
- осмотром шин;
- оценкой колебаний кузова;
- беглым взглядом, нет ли потеков масла. Протрите тряпкой, снова проверьте через несколько дней.
Времени на все это уйдет минимум, зато неисправность можно выявить без запоздания.
Уход и профилактика
Чтобы амортизаторы в холодное время года не подвели, готовимся к его наступлению заранее. Проехали 20 000 км, проверяем пыльники, отбойники, меняем, если повреждены. Обращаем внимание на тревожные признаки, о которых было сказано выше. Уделяем внимание не только стойкам, но и давлению в шинах, балансировке колес.
Почему нужно греть
Выезжаете в мороз, первые полкилометра не набирайте скорость выше 40 км/ч. Сведите к минимуму нагрузку на амортизаторы, дайте им прогреться. Иначе загустение рабочей жидкости вызовет появление задиров на уплотнителях штока, утечку рабочей жидкости через них. Направляющая втулка штока подвергнется усиленному давлению загустевшей рабочей жидкости, на которую вдобавок воздействует образовавшийся воздушный пузырь.
Поэтому в морозную погоду прогрев амортизаторов перед поездкой нужно рассматривать как обязательную процедуру. Для них она необходима также, как и для двигателя, КПП.
Прогрели, продолжаете движение по сильному холоду, не разгоняйте автомобиль до высоких скоростей. Иначе сильный встречный воздушный поток быстро охладит рабочую жидкость в амортизаторах, она загустеет. К чему это может привести, догадаться несложно.
Читайте также: Какое трансмиссионное масло лучше выбрать для холодной погоды