Как проверить главный цилиндр сцепления

У владельцев автомобилей с МКПП иногда возникают проблемы с главным цилиндром сцепления (ГЦС). Особенно зимой, когда в Украину приходят сильные морозы. Поэтому автомобилисты живо интересуются, как понять, что цилиндр сцепления вышел из строя, как найти неисправность и устранить её, где лучше покупать детали, необходимые для ремонта.

Зачем проверять главный цилиндр сцепления

Зачем проверять главный цилиндр сцепления

Чтобы автомобиль мог при включённом двигателе оставаться на месте, плавно начинать движение, набирать и сбрасывать скорость, необходима безупречная работа системы сцепления. В гидравлической — нужно создавать оптимальное давление. Эту роль выполняет ГЦС, который состоит из:

  • корпуса;
  • поршня;
  • толкателя;
  • манжет;
  • впускного клапана.

Создав давление, ГЦС создаёт условия для работы рабочего цилиндра (РЦС), под воздействием которого включается/выключается сцепление. Ресурс главного цилиндра — около 60 000 км. Реальные показатели заметно различаются. Сколько сможет отработать ГЦС, зависит от того:

  • в каких условиях эксплуатируется автомобиль, по каким дорогам ездит, насколько загруженным;
  • как вы управляете машиной — спокойно или агрессивно;
  • насколько тщательно проводят техническое обслуживание.

Нагрузки на главный цилиндр выпадают немалые. Зимой они возрастают из-за повышенной влажности, сильных морозов и перепадов температур. Отказ сцепления на зимней дороге — прямая угроза безопасности. Поэтому за состоянием ГЦС нужно следить. Обнаружили симптомы неисправности — проверьте, найдите проблему, не откладывая. Иначе поломка может произойти в неблагоприятных условиях.

Основные признаки неисправности зимой

Основные признаки неисправности зимой

Что может указывать на проблемы в работе главного цилиндра в зимнее время:

  • ведёт сцепление, не удаётся переключать передачи или это удаётся сделать с усилием. Переключаете, пока автомобиль стоит, отчётливо слышен хруст. Хрустят шестерни. Чтобы не допустить ускоренного износа, стоило раньше заметить, что рабочий ход педали увеличился;
  • туго ходит педаль. В морозную погоду многие водители жалуются, что цилиндр сцепления замёрз. Скорее всего, замёрзли манжеты в нём. Или тормозная жидкость замёрзла, чрезмерно загустела, или произошла утечка, или засорились вентиляционные отверстия в бачке ГЦС;
  • долго нажимали на педаль, а она реагировала мягко или совсем провалилась. Причина кроется в недостаточном давлении. Возможно, в систему проник воздух — его надо удалить. Или виновны изношенные уплотнения, или рабочей жидкости стоит долить;
  • нажали на педаль, отпустили — возвращается медленно или совсем не вернулась. Дело в неисправности возвратной пружины или в застрявшем поршне. Если почистили, а проблема не устранена, то ремонтом не обойтись — придётся заменить отработавший свой цилиндр;
  • когда сильно давите на педаль, возникает ощущение, что она тяжелеет. В этом виновен закрытый обратный клапан. Исправляют ситуацию, отрегулировав зазор толкателя;
  • пятна, оставленные вытекающей тормозной жидкостью. Надо найти утечку как можно быстрее, чтобы не усугубить ситуацию.

Часто причиной частых жалоб водителей, почему плохо выжимается сцепление на морозе, оказывается элементарное пренебрежение проверкой уровня и качества тормозной жидкости. Загляните в расширительный бачок, если она потемнела, то это указывает, что манжеты ГЦС износились. Поэтому возникают воздушные пробки, проникают посторонние частицы. Зимой, если ожидаете длительных сильных морозов, желательно залить маловязкую тормозную жидкость.

Пошаговая проверка цилиндра

Пошаговая проверка цилиндра

На симптомы неисправности ГЦС реагировать желательно сразу. Как только обнаружили их, запускаем алгоритм, как проверить цилиндр сцепления зимой. Все действия разбиваем на два этапа:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Практическая проверка функциональности ГЦС.

Особых сложностей проведения проверки не скрывает, поэтому провести можно и без обращения в автосервис. Понадобится использовать минимальный набор инструментов и чистые тряпки/салфетки.

Проверка уровня жидкости


Начинаем проверять главный цилиндр сцепления, когда выявились признаки неисправности, с бачка тормозной жидкости. Открываем, оцениваем уровень. Если он между отметками max и min, доливать не нужно. Прозрачный цвет жидкости, отсутствие помутнения, посторонних примесей свидетельствуют, что всё в порядке. Если тормозная жидкость помутнела, потемнела, с осадком, содержит взвесь, то её пора заменить.

Осмотр на течь

Осмотр на течь

Где можно обнаружить подтекание:

  • под педалью сцепления;
  • возле толкателя поршня ГЦС;
  • на корпусе главного цилиндра;
  • на соединениях, трубках гидропривода сцепления.

Причину подтеканий, как правило, устранить несложно. Конечно, кроме тех случаев, когда пострадал корпус ГЦС — покрылся трещинами, сильно повреждён. Тогда приходится менять цилиндр в сборе.

Проверка педали сцепления

Проверка педали сцепления

Тестируем функциональность педали в три этапа:

  1. Измеряем свободный ход. Должен быть в пределах 10–15 мм. Если значение выходит за рамки этого диапазона, то очень вероятно, что ГЦС неисправен. Оцениваем, не заедает ли педаль, насколько плавно возвращается, когда отпускаете.
  2. Выясняем, как падает рабочее давление. Нажали и удерживаем педаль, чтобы почувствовать, насколько плавно уменьшается давление. Если пошла вниз, ГЦС не поддерживает его на должном уровне. Более продвинутый способ проверки сводится к поддержанию давления в 20–25 МПа в течение получаса. Результат проверки признаётся удовлетворительным, если ежеминутно утечка не превышает 0,5 мл.
  3. Переключаем передачи. Вывод о неисправности главного цилиндра, не удерживающего давление, делаем в том случае, если передачи не переключаются, или переключать их тяжело, или отмечаете рывки.

Если попробовали исправить ситуацию, прокачав сцепление, но оно не стало работать как следует, значит ГЦС негерметичен или завоздушился.

Что делать при обнаружении проблем

Проявилась неисправность — надо браться за ремонт главного цилиндра сцепления. Как правило, необходимости в том, чтобы сразу его заменить, нет. Сомневаетесь в своих способностях устранить неисправность, не наделав ошибок — обратитесь в автосервис. Есть время и желание — займитесь ремонтом ГЦС самостоятельно. Приобретите в проверенном магазине соответствующие ремкомплекты. В специальном ремонтном комплекте содержатся детали, которые чаще всего выходят из строя.

Демонтируйте главный цилиндр. Слейте рабочую жидкость из гидропривода. Не обязательно всю, главное — чтобы она вреда не причинила. Далее:

  • промываем детали. Для промывки используется тормозная жидкость. Примените другую — повредите резиновые элементы;
  • обнаружили ржавчину, задиры — зачищаем мелкозернистой наждачкой;
  • задействуем содержимое ремкомплекта полностью. Замена возвратной пружины, уплотнительных колец продлит срок эксплуатации цилиндра, поддержит его функциональность;
  • перед установкой протираем детали тормозной жидкостью;
  • собрали, установили, прокачиваем гидропривод.

После ремонта цилиндр ещё послужит. Сцепление на зимних дорогах Украины не подведёт.

Где заказать цилиндр

Применение ремкомплекта не всегда приносит успех. ГЦС следует заменить, если:

  • корпус потрескался, повреждён, сильно поражён коррозией;
  • поршневая полость сильно изношена;
  • ремонтировали несколько раз, но проблемы вновь проявляются;
  • срок замены близок к рекомендованному.

Покупать главный цилиндр стоит в проверенном магазине. Таком, которому доверяют украинские автомобилисты. Здесь можно выполнить поиск по номеру в каталоге, VIN-коду. Или введите последовательно запрашиваемые сведения об автомобиле — марку, модель, год выпуска, тип кузова, двигатель, модификацию. Или свяжитесь с менеджером, чтобы подобрал цилиндр.

Ассортимент представлен мировыми брендами, продукция которых успешно проходит испытания дорогами Украины. Среди них — BLUE PRINT, BOSCH, FEBEST, FEBI BILSTEIN, LPR, LuK, Metelli, SACHS, Valeo. А также румынский ASAM, который не настолько раскручен, поэтому и стоят его ГЦС дешевле. Хороший главный цилиндр, если получит должное техническое обслуживание и заботу, прослужит заявленный производителем срок, не создавая проблем водителю.

Читайте также: Почему зимой амортизаторы изнашиваются быстрее и как этому предотвратить