Нужно ли менять тормозные шланги перед жарким сезоном

Для автомобилистов Украины профилактика тормозной системы — один из базовых элементов технического обслуживания при подготовке к новому сезону. Ведь безопасностью пренебрегать нельзя. Особенно стоит оценить состояние гибких тормозных магистралей, которые прослужили уже не один год. Не исключено, что летом понадобится замена тормозных шлангов, если они не справятся с нагрузками.

Какую роль играют тормозные шланги

Тормозная жидкость циркулирует под высоким давлением. Главный тормозной цилиндр — это отправная точка, откуда она поступает к рабочим тормозным цилиндрам и суппортам. Циркуляция тормозной жидкости происходит по жестким металлическим трубкам и гибким шлангам. Чтобы обеспечить подвижность последних, используют материалы, более подверженные износу, чем металлы.

Из чего изготавливают и как тестируют гибкие тормозные шланги

Их принято называть резиновыми или армированными. Такое разделение считается устаревшим. Резиновым шлангам добавляют армирующую сетку из нержавеющей стали. А конструкция продукции от известных производителей включает каучук, сталь и тефлон (фторопласт-4, политетрафторэтилен).

Полученный продукт обладает повышенной стойкостью и выдерживает воздействие тормозной жидкости, химических веществ и влаги. Известные производители сертифицируют шланги по стандартам FMVSS106 DOT и AMECA SAE J1401.

Шланги проходят следующие проверки:

  • давлением в 200 атм на наличие утечек;
  • давлением в 1100 атм на прочность — качественный шланг не рвется;
  • после выдержки в печи при 120°C в течение трёх дней — на способность работать под давлением;
  • оценивается гибкость, расширение в объёме под давлением.

Когда менять тормозные шланги

Некоторые автолюбители ссылаются на руководство по эксплуатации, где указан срок замены — 5 лет. Но это не всегда соответствует действительности. 5 лет — ориентировочный срок для легковых авто. Металлические трубки можно менять реже — каждые 6–8 лет.

Быстрее изнашиваются шланги в:

  • спортивных авто (высокие нагрузки);
  • представительских автомобилях (большая масса, мощный двигатель);
  • полноприводных внедорожниках (off-road условия);
  • авто с регулируемым клиренсом (изменение высоты влияет на материал).

Динамичное вождение, перевозка грузов, поездки по грунтовкам — всё это уменьшает срок службы шлангов.

Почему не стоит откладывать замену

На жаре внимание водителя снижается, а тормозной путь увеличивается. Если шланг изношен:

  • возможна утечка тормозной жидкости и ДТП;
  • тормоза будут реагировать медленнее;
  • возрастут расходы на ремонт всей системы;
  • авто будет считаться технически неисправным.

Признаки, что шланг пора менять

  • тормозная педаль стала "мягкой";
  • торможение неравномерное;
  • трещины, вздутие, деформация шлангов;
  • утечки тормозной жидкости на соединениях или на месте стоянки.

Что влияет на износ летом

  • качество изготовления, материалы;
  • воздействие химических реагентов, абразива, воды;
  • несовместимая тормозная жидкость;
  • стиль вождения, пробег авто;
  • влияние высоких температур, влажности, УФ-излучения.

Как самостоятельно заменить шланг

Оригинальные шланги выдерживают около 100 000 км. Некоторые меняют на 50 000 км, другие — после 150 000 км. Для замены подготовьтесь:

  • труднодоступность;
  • коррозия соединений;
  • потеря тормозной жидкости;
  • риск впитывания влаги жидкостью.

Под рукой должны быть тормозной ключ, WD-40, помощник. Процедура:

  • отключить "-" от АКБ, снять провод с датчика износа;
  • снять колесо, открутить болт на суппорте, заменить шайбы;
  • заглушить отверстия от пыли;
  • отсоединить от жёсткой трубки, снять скобу, сразу заглушить трубку;
  • быстро закрутить новый шланг, ориентироваться по цветной полосе;
  • прокачать тормоза.

Новый тормозной шланг прослужит долго, если избегать перегрузок и своевременно проводить ТО.