Что делать, если закипел двигатель в дороге

Летом на дорогах Украины количество автомобилей заметно увеличивается. Из-за этого в часы пик часто возникают пробки. Автомобильные заторы не рассасываются быстро. Поэтому многим водителям приходится сталкиваться с такой проблемой, как перегрев двигателя. Попробуем разобраться, какие причины перегрева мотора, какие профилактические меры позволяют этого избежать и как нужно действовать, оказавшись в такой ситуации.

Почему кипит мотор и как этого избежать

Чтобы двигатель, выполненный из металла, действительно закипел, нужна гораздо более высокая температура, чем бывает летом в Украине. Закипает охлаждающая жидкость (ОЖ), антифриз. Когда его только залили в расширительный бачок, точка кипения была выше 200°C. В процессе эксплуатации ОЖ впитывает влагу, из-за чего температура кипения резко падает. В летнюю жару это приобретает большое значение.

Когда воздух нагревается выше 30°C, асфальт становится ещё горячее. Из-за этого антифриз в системе охлаждения двигателя, работающего с перегрузкой, стремительно нагревается. В современных автомобилях это можно игнорировать, пока стрелка датчика температуры ОЖ не приблизится к 120°C. В более старых моделях — стоит начинать беспокоиться, если антифриз нагрелся до 100°C.

В таких условиях ОЖ теряет плотность, в ней появляются паровоздушные пузырьки, она резко увеличивается в объёме. Антифризу становится тесно, крышка радиатора не может сдержать давление, и пары вместе с частью охлаждающей жидкости выплёскиваются. Они попадают в подкапотное пространство, на раскалённый двигатель и другие компоненты моторного отсека. Уже это приносит немалый ущерб. Выплеснутый антифриз закипает при гораздо более низкой температуре — около 100°C. Начинает выделяться пар — результат испарения ОЖ. Именно этот пар выходит из-под капота при перегреве мотора.

Главная опасность — в системе охлаждения остаётся недостаточно антифриза. Из-за этого резко падает давление, что способствует закипанию ОЖ.

Признаки перегрева

Автомобилисты оценивают перегрев двигателя по трём степеням:

  • Слабый — стрелка датчика температуры ОЖ находится в красной зоне шкалы.
  • Средний — появляется пар из-под капота.
  • Сильный — перегрев привёл к серьёзным последствиям: расплавились поршни, провернулись вкладыши, на ГБЦ появились трещины, сломался коленвал.

Какие симптомы сигнализируют о возможном перегреве:

  • показания датчика температуры ОЖ достигли критического уровня;
  • мощность двигателя упала или он заглох;
  • появилась вибрация от закипания ОЖ;
  • в салон проникает запах кипящего антифриза;
  • из-под капота идёт пар.

Если обнаружен слабый перегрев — разберитесь в причинах. Проверьте мотор и систему охлаждения, чтобы не допустить среднего или сильного перегрева.

Как не допустить перегрева двигателя

После окончания зимнего сезона проверка системы охлаждения — обязательный этап подготовки к техобслуживанию.

Что стоит делать для предотвращения перегрева:

  • снимите защиту двигателя, чтобы очистить от загрязнений масляный поддон;
  • удалите из сот радиатора всё, что туда попало — насекомых, пыль, пух;
  • чаще используйте щуп, чтобы контролировать уровень масла;
  • перед длительной поездкой в жару проверьте уровень и состояние ОЖ;
  • соблюдайте срок службы антифриза — 2 года. Если он помутнел, потемнел, приобрёл ржавый оттенок или осадок — замените его срочно.

Полезный совет: летом не перекрывайте кран печки — она может понадобиться при закипании мотора.

Почему система охлаждения не справилась

Жаркое украинское лето может поставить перед системой охлаждения задачи, с которыми она не справляется. Тогда двигатель перегревается. Основные причины:

  • система охлаждения оказалась недостаточно эффективной для текущей нагрузки;
  • разгерметизация системы (пробита прокладка ГБЦ, сломалась крышка бачка, подтекание патрубков);
  • уровень ОЖ опустился ниже отметки MIN — возможно, утечка;
  • использован некачественный или старый антифриз;
  • не работает вентилятор охлаждения;
  • радиатор засорён и плохо отводит тепло;
  • заклинивший термостат мешает циркуляции по большому кругу;
  • износ крыльчатки или обрыв ремня привода водяного насоса.

Большинство этих проблем можно было бы предотвратить при регулярной профилактике и обслуживании.

Первая помощь при перегреве

Если двигатель перегревается и ОЖ близка к закипанию — действуйте быстро:

  • продолжайте ехать, если возможно, накатом или на низких оборотах — это снизит нагрузку и улучшит обдув;
  • выключите кондиционер, включите печку — в салоне станет жарче, но печка оттянет тепло от двигателя. Если дует холодным — уровень ОЖ критически низкий;
  • при возможности — припаркуйтесь в тени, особенно если впереди подъём или тяжёлые условия.

После остановки дайте мотору остыть — это займёт не менее 30 минут. Не открывайте крышку бачка — это опасно. Не заливайте сразу холодную воду — может повредиться ГБЦ или радиатор.

Когда пар перестал идти — поднимите капот, желательно изнутри авто.

Как определить причину перегрева

Посмотрите под машину — пятно покажет утечку. Замените хомут или патрубок, долейте ОЖ и можно медленно добраться до сервиса.

Чтобы проверить термостат — потрогайте патрубки. Один холодный, второй горячий — термостат заклинило. Можно временно снять.

Проверьте радиатор — если он забился, потом промойте. Если течёт — замените.

Если не уверены в причине — лучше вызвать эвакуатор. Иначе рискуете попасть на дорогостоящий ремонт двигателя.