Как часто нужно проверять уровень охлаждающей жидкости летом

Температура атмосферного воздуха уверенно держится на отметках выше 30°С, системе охлаждения автомобильного двигателя приходится нелегко. Поэтому для автомобилистов в Украине особенно важна регулярная проверка антифриза летом. Следить нужно за его температурой, уровнем и качеством. Вовремя доливать, обнаруживать протечки, менять, чтобы двигатель не перегрелся. Представлять алгоритм действий, если это все-таки случилось.

Какой должна быть охлаждающая жидкость для лета

Мотор во время работы греется. Особенно сильно - жарким летом, привычным для Украины. Чтобы силовой агрегат во время работы не перегревался, нужно его чем-то постоянно охлаждать. Для этого заливают антифриз. Название охлаждающей жидкости (ОЖ) подсказывает, что она не должна замерзать зимой. Состав антифриза:

  • этилен- или пропиленгликоль, или глицерин. Это основной компонент;
  • присадки;
  • вода.

Летом ОЖ закипает при достаточно высоких температурах, около 140°С. Однако из-за способности поглощать влагу, потери эксплуатационных характеристик этот показатель заметно снижается.

Чтобы не допустить перегрева двигателя, водяной насос прокачивает ОЖ по замкнутому контуру. Термостат - регулирует ее температуру. Датчик температуры охлаждающей жидкости позволяет постоянно отслеживать, способен ли антифриз создать оптимальные условия для работы мотора. Если он неисправен или показания не внушают доверия, контроль температуры можно выполнить мультиметром, в комплектации которого предусмотрена специальная термопара.

Поддержка температурного режима, подходящего для работы двигателя - это не единственная причина, по которой следует отслеживать уровень и качество антифриза. Качественная ОЖ не позволяет:

  • образоваться накипи;
  • распространиться коррозии;
  • растрескаться пластиковым деталям, резиновым шлангам, уплотнителям в системе охлаждения.

Охлаждающие жидкости окрашивают в разные цвета. Общепринятой для всех производителей маркировки по этому признаку нет. Поэтому важно смотреть на состав антифриза, который может относиться к одной из 4-х групп, быть:

  • Неорганическим.
  • Карбоксилатным или органическим.
  • Гибридным.
  • Лобридным.

Смешивать ОЖ разных групп не рекомендуют. Даже одинаково окрашенные. Исключение - универсальный Multifreeze, его можно добавлять к любым ОЖ.

Как часто менять охлаждающую жидкость?

В некоторых руководствах по эксплуатации автомобилей по этому поводу ничего не написано. Вероятно, именно поэтому немало украинских водителей не вспоминает, что антифриз следует менять:

  • неорганический - не реже, чем через 2 года;
  • гибридный - 3;
  • карбоксилатный - 5;
  • лобридный - 5-8.

Антифризы Long Life предназначают для авто премиального класса. Они рассчитаны на многолетнюю эксплуатацию.

Названные сроки сокращаются по разным причинам:

  • пробег автомобиля достиг внушительного уровня;
  • условия эксплуатации машины были сложными;
  • качество ОЖ снизилось - помутнела, побурела, появился осадок, масляные разводы;
  • уровень антифриза падает, а утечек нет;
  • двигатель стал постоянно перегреваться.

Большинство водителей в Украине, которым приходится ездить часто и подолгу, заливает новый антифриз каждые два года.

Как проверить уровень

Двигатель должен быть холодным. Поэтому воспользуйтесь разумным советом делать это поутру. Как поступить водителю модели автомобиля, которую не оснастили специальным датчиком, показывающим уровень ОЖ:

  1. подняли капот;
  2. находим расширительный бачок;
  3. на прозрачных стенках бачка, как правило, нанесены отметки минимума/максимума. Норма - между ними, желательно поближе к середине. Нет отметок - ОЖ должна быть посредине бачка. Не помешает заглянуть в руководство по эксплуатации: что там написано по этому поводу;
  4. проверяете, сколько осталось, заодно оцените состояние антифриза.

Случается, что вовсе не располагаете временем дожидаться, пока охладится двигатель, чтобы посмотреть, что там с ОЖ. Тогда принимаем меры предосторожности:

  • кладем на бачок тряпку потолще или сложенную в несколько слоев. Это убережет вас от ожога, а подкапотное пространство - от попадания горячего антифриза;
  • крышку расширительного бачка выкручиваем предельно бережно, чтобы не пострадать от выброса;
  • дожидаемся, пока из резервуара перестанет подниматься горячий пар.

Обнаружили, что ОЖ недостаточно, долейте.

Как выполняют доливку охлаждающей жидкости

Оптимально - заливать аналогичную, нет под рукой - замените ее дистиллированной водой. Доливаем так:

  1. направляем тонкую струю. Иначе может образоваться завоздушина;
  2. заполняем выше середины;
  3. закручиваем крышку;
  4. запускаем силовой агрегат, пусть поработает 10 минут. За это время ОЖ заполнит контур;
  5. заглушили двигатель, чтобы снова посмотреть, сколько в бачке антифриза. Уровень должен был слегка понизиться;
  6. добавляем, устанавливая оптимальный уровень.

Если ОЖ загустела, помутнела, содержит много осадка, придется ее заменить, а не долить. Перед этим - промыть систему охлаждения.

Чем опасны повышенное и пониженное содержание ОЖ в бачке в жару

Антифриза со временем становится меньше по разным причинам:

  • испаряется, что естественно;
  • не затянули, как следует, хомуты на шлангах;
  • появились протечки;
  • стали неисправными элементы системы - радиатор печки или охлаждения двигателя, бачок, его крышка, водяной насос, термостат.

С повышенным уровнем летом автомобилисты Украины сталкиваются значительно реже, чем с пониженным.

Признаки изменения уровня ОЖ

Понизился, подскажут:

  • индикатор, который подает сигнал, что мотор перегрелся;
  • пар, выбивающийся из-под капота;
  • подтеки, которые обнаруживаете под довольно долго простоявшим автомобилем;
  • поток холодного воздуха от включенной печки. Или слабое тепло от нее.

Чрезмерный уровень антифриза проявляется:

  • белой эмульсией на внутренней поверхности крышки заливной горловины для масла. ОЖ проникла туда;
  • белым дымом, идущим из выхлопной трубы в сопровождении специфического запаха;
  • протечками в местах, где присоединяются шланги.

С обнаруженными изменениями нельзя не считаться.

Какие угрозы влечет понижение/повышение

Недостаточно ОЖ, вследствие этого перегревается мотор. Избыток тепла не отводится, из-за чего грозит:

  • деформация - элементам системы охлаждения;
  • разрыв - поршневым кольцам;
  • перекос - поршням;
  • заклинивание - двигателю;
  • попадание ОЖ - цилиндрам силового агрегата

При локальном перегреве вероятно разрушение рубашек охлаждения стенок цилиндров.

Если антифриза в системе в избытке, то нагревание намного увеличит его объем. ОЖ поднимется к крышке расширительного бачка. Все обойдется при определенных условиях:

  • излишки стравливаются предохраняющим клапаном. Из-под капота пойдет пар;
  • при неисправном клапане излишки антифриза уйдут через разгерметизировавшуюся крышку бачка.

Если же герметичная крышка не пропустит излишек ОЖ, то неисправность клапана обернется скачком давления. Весьма вероятно, что оно сможет:

  • разорвать бачок;
  • пробить прокладку ГБЦ. Тогда для выхлопных газов откроется путь в систему охлаждения, вследствие чего резко увеличится объем ОЖ. Весьма вероятно, что ремонтировать мотор после этого будет бессмысленно. Замена обойдется дешевле.

Обнаружили, что антифриз поднимается, а протечек нет, сразу заглушите двигатель. Машину нужно отбуксировать в автосервис, чтобы потом не пришлось реанимировать силовой агрегат.

Произошел перегрев двигателя – что делать

При слабом перегреве особых проблем не будет. При среднем, когда пар пошел из-под капота, сразу прекратите движение. Такое нередко случается летом из-за сильной жары и частых пробок на дорогах.

Не спешите поднимать капот, дайте ОЖ остыть, чтобы не пострадали ни вы, ни компоненты моторного отсека. Дождались, посмотрите, не окажется ли причина перегрева на виду. Например, отсоединился патрубок системы охлаждения или заметна трещина в радиаторе и лужица под ним.

Долейте антифриз или дистиллированную воду, попытайтесь доехать до СТО или пункта назначения своим ходом. При этом придется пойти на определенные жертвы, включив печку. Она оттянет избыток тепла от двигателя. Сбросьте нагрузку на мотор до минимально возможной, выставив обороты пониже. Переключая передачи вручную, пораньше переходите на повышенную.

Добрались, займитесь проверкой компонентов системы охлаждения, чтобы выяснить, из-за чего перегрелся двигатель. Возможно, что это случилось из-за неисправности водяного насоса, термостата.

Читайте также: Можно ли ездить с одной нерабочей свечой накала?