Какие летние диски лучше выбрать: штампованные, литые или кованые

Многие автомобилисты в Украине, сняв сезонную резину, хранят ее на колесных дисках. Небезосновательно считают, что сезонными комплектами пользоваться рациональнее. В связи с чем возникает закономерный вопрос, какие диски выбрать на лето, а какие - для зимы. Попробуем разобраться, почему все больше автомобилистов в Украине на летний сезон ставят легкосплавные диски.

Ищем лучшие диски для лета

Если выбираешь, то волей-неволей приходится сравнивать. Колеса для автомобилей отличаются по:

  • Материалам, использованным для изготовления. Производители применяют:
    • сталь;
    • сплавы более легких металлов. За основу, составляющую более 90% сплава, берут алюминий. К нему могут добавлять кремний с медью или магнием;
    • углепластик (карбон).
  • Методу создания. Обод может быть:
    • штампованным;
    • разборным;
    • литым (литье может выполняться под гравитационным или низким давлением);
    • формованным;
    • кованым;
    • полученным путем спекания слоев углепластиковых волокон.

Штампованные и разборные - делают из стали, легкосплавные - получают методом литья, формовки или ковки.

Особенности технологий изготовления

Рассмотрим в общих чертах, в порядке возрастания стоимости, как изготавливают колеса разных типов. Чем проще технология, чем дешевле материалы, тем ниже цена.

Стальные - штампованные и разборные

В конструкции соединены цилиндрический обод и тарелка. Обод получают, накрутив на валу часть стального листа. Стык сваривают, шов от сварки - срезают, чтобы поверхность была гладкой. Тарелку получают, пропустив несколько раз металл через пресс. Срезают с нее заусенцы, шлифуют кромки. Подавляющее большинство стальных колесных дисков - штампованные, с приваренной тарелкой. В разборных - обод и тарелку соединяют резьбовым крепежом. Тарелку оснащают отверстиями - под ниппели, окрашивают, чтобы защитить сталь от ржавчины.

Легкосплавные

Заготовка литых дисков расплавляется в печи, разливается по формам. Охлаждают - в воде. Новый разогрев призван придать жесткость. После него металл медленно остужают, придают на фрезеровочном станке форму, снабжают крепежными отверстиями.

Формованные (Flow Forming)

После термообработки поступают под воздействие роликов специального агрегата, чтобы приобрести необходимый вид. После чего выполняются дробеструйная и термообработка, отделка поверхности.

Кованые

Название “кованые” появилось потому, что процесс напоминает ковку стали. На деле - применяется объемная горячая штамповка. Заготовка под кузнечным прессом (усилие - 10 000 т) превращается в раскаленный блин. Далее материал проходит штамповку в матричной форме, закалку, охлаждение в воде, 12-14-часовой отпуск (температура при этом - 150°С), медленное охлаждение, окончательную обработку на фрезерном станке.

Карбоновые

Полимерный материал поступает в электродуговую печь. Высокая температура спекает его слои между собой, углепластик становится сверхпрочным.

Как выбрать диски для авто на лето

От чего нужно отталкиваться? Основной фактор при выборе колесных дисков на лето - что рекомендовал производитель вашего автомобиля. Узнать об этом можно:

  • изучив руководство по эксплуатации;
  • взглянув на шильдик, помещенный на торец водительской двери;
  • рассмотрев маркировку, которая нанесена на ранее использовавшихся дисках.

Последовательно указывают ширину и диаметр (в дюймах), вылет или ЕТ (в мм), количество просверленных отверстий (PCD), диаметр (в мм) центрального отверстия - DIA. Оно служит для того, чтобы отцентровать диск на ступице.

Что еще важно:

  • к какому классу относится ваш автомобиль;
  • как водите машину;
  • по каким дорогам предстоит ездить;
  • каковы региональные климатические особенности. Летом - как часто идут дожди, какова влажность воздуха;
  • сколько готовы потратить на приобретение летних дисков.

Штампованные - ставят на бюджетные модели и внедорожники, которым предстоит покорять реальное украинское бездорожье.

Легкосплавные - подойдут для всех машин.

Карбоновые, кованые и формованные - для спорткаров и премиального сегмента.

Выбор дисков на лето: сравниваем достоинства и недостатки штампованных и легкосплавных

В Украине летом более 80% автомобилей ездят с легкосплавными колесами. Практически все остальные - с штампованными. Проведем сравнение в парах, чтобы увидеть, в чем состоят преимущества и недостатки штампованных, литых и кованых. Это поможет оценить:

  • надежность дисков;
  • стоимость;
  • вес и балансировку;
  • ремонтопригодность;
  • прочность колес;
  • эстетическую привлекательность.

Ставить на лето литые или штампованные диски?

Чем хороши штампованные:

  • стоят недорого;
  • достаточно прочные;
  • при сильном ударе не разрушатся, а деформируются — легко выправить;
  • надежно закрывают тормозную систему от ударов;
  • пластичный металл частично компенсирует вибрации и удары от дороги.

Недостатки штампованных:

  • массивные — нагрузка на подвеску и тормоза выше;
  • греются;
  • подвержены коррозии;
  • невыразительный внешний вид — часто используют декоративные колпаки.

Преимущества литых:

  • вес меньше — легче снимать/ставить, снижается неподрессоренная масса;
  • вентилируют тормозной механизм благодаря конструкции;
  • не подвержены коррозии;
  • прочнее, чем считается;
  • долговечнее;
  • дизайн — огромное разнообразие вариантов.

Но: не подходят для тяжело нагруженных авто, внедорожников на плохих дорогах — там “штамповка” надежнее и дешевле в ремонте.

Литые vs кованые диски на летний сезон

Преимущества кованых дисков:

  • вес меньше на 15%;
  • прочнее, без воздушных полостей в структуре;
  • долговечнее;
  • деформируются, но не разрушаются при ударе;
  • ремонтопригодны.

Недостаток: высокая цена. Но она оправдана для спорткаров и авто премиум-класса.

Логичный выбор, который сделали уже многие автомобилисты в Украине: менять шины с наступлением нового сезона вместе с колесными дисками. Литые - для украинской зимы с морозами и гололедицей - не лучший выбор. Зато летом они становятся преимущественным. Обеспечивают приятное эстетическое впечатление, отменную отзывчивость при управлении автомобилем, хорошее торможение, безопасность и комфорт.

Читайте также: Заклинило стекло – что делать, чтобы не сломать стеклоподъемник?