Как проверить состояние амортизаторов перед летним сезоном

Летом график поездок у автомобилистов Украины более плотный, чем зимой. Столько всего нужно успеть, ни в коем случае не пренебрегая безопасностью и комфортом вождения. К числу обязательных действий, которых требует прохождение сезонного ТО, относится проверка амортизаторов. Ее можно провести самостоятельно. Если сомневаетесь в достоверности полученных результатов - на вибростенде.

Зачем нужно проверять амортизаторы на лето

Автомобиль - сложная и сбалансированная система. Некоторым узлам в ней отводится особо важная роль. К ним причисляют и амортизационные стойки, которые должны:

  • способствовать безопасности движения. Колеса, благодаря им, удерживают надежное сцепление с дорожной поверхностью. Водитель сохраняет контроль над автомобилем, уверенно управляет им, маневрирует, тормозит;
  • поддерживать комфорт для всех, кто находится в салоне авто. Для этого требуется сглаживать колебания, которые возникают в результате контакта автомобиля с дорогой, не позволять кузову излишних движений по вертикали;
  • сохранять устойчивость, когда машина поворачивает, меняет полосу движения;
  • продлевать срок, в течение которого подвеска работает, демонстрируя оптимальные характеристики, предотвращать перегрузку пружин.

Если стойки не в состоянии справиться со всем этим, то пользоваться автомобилем становится небезопасно. Поэтому при подготовке к летнему сезону проверять амортизаторы следует обязательно. Симптомы неисправности проявляются достаточно отчетливо. Важно научиться вовремя замечать их.

Как понять, что амортизаторы изношены

Опытный украинский автомобилист и без специальной диагностической аппаратуры способен понять, что пришло время заменить стойки. Что прямо подсказывает об этом:

  • наехали на кочку, автомобиль какое-то время продолжает раскачиваться;
  • усилились вибрации рулевого колеса. Они ощущаются не только на неровной дороге. Причина - уплотнитель износился, пропускает гидравлическую жидкость. Из-за этого шток обзавелся свободным ходом;
  • нажали на тормозную педаль, а она реагирует вяло. Тормозной путь удлиняется, торможение становится заметно менее эффективным;
  • неравномерно изнашиваются шины, нарушается балансировка колес, постоянные вибрации разрушают подшипник ступицы;
  • резинометаллические втулки, подушки деформировались, растрескались. Это проявляется стуками, которые издает перемещающийся амортизатор;
  • корпус запотевает, на нем появляются потеки. Если гидравлическая жидкость течет сильно, то стойку нужно заменить срочно;
  • повернули слегка руль или чуть притормозили, а машина “клюнула”;
  • поворачиваете, возникает сильный крен кузова, который исчезает не сразу;
  • при выполнении поворотов приходится прикладывать к рулевому колесу возросшее усилие;
  • набрали высокую скорость, автомобиль теряет устойчивость;
  • под порывами ветра кузов раскачивается;
  • резко ускорились, задняя часть авто буквально просела.

Помимо прямых признаков, когда менять амортизаторы, стоит обращать внимание и на косвенные симптомы:

  • стали больше уставать за рулем;
  • пассажиров укачивает сильнее;
  • участились случаи срабатывания ABS. Это стало происходить даже тогда, когда автомобиль ехал по сухому асфальту.

Как провести диагностику подвески авто, чтобы убедиться в (не)исправности амортизационных стоек

Приближается лето, пора проверить, все ли в порядке с амортизаторами. Делать это рекомендуют не реже раза в год или при пробеге, достигшем 20 000 км. За это время стойки успевают выполнить примерно 21 млн рабочих циклов. Автомобилисты Украины используют для проверки амортизаторов разные способы:

  • Визуальный осмотр.
  • Нажатие на угол кузова.
  • Тестирование в движении.
  • Диагностику в автосервисе.

Первые три, как и проверку снятого амортизатора, вполне по силам применить самостоятельно каждому водителю. Для этого нужно немного времени.

Что можно обнаружить при визуальном осмотре

Даже поверхностное рассмотрение покажет, что с амортизаторами всё или не всё в порядке. Заглядываем под колесные арки, смотрим, ищем следы:

  • деформации корпуса. Изредка бывает, что обнаруживается даже кривизна. Тогда меняют амортизатор сразу;
  • износа пыльников. Поврежден, потрескался, сполз - дальше служить не может;
  • коррозии, поразившей металл. Ржавчина могла появиться из-за того, что корпус утратил герметичность;
  • повреждений механического характера;
  • подтеков гидравлической жидкости. Причина их появления - сильный удар или износ амортизатора, который стал негерметичным. Пользоваться им уже нельзя.

Поверхностное исследование ничего не показало/вызвало подозрения, переходим к следующим этапам самостоятельной проверки.

Тест амортизаторов на парковке

Находим ровную площадку, чтобы проверить стойку, которую подозреваем в неисправности. Резко и сильно жмем на соответствующий угол кузова. По тому, как он отреагировал, когда перестали нажимать, делаем вывод о состоянии амортизатора:

  • Сразу замер в исходном положении - отлично.
  • Покачался несколько раз - пора заменить.
  • Зашел в положение несколько выше исходного, опустился до нормы и замер - что делать, зависит от того, какой у вас автомобиль:
    • внедорожник, универсал - дальше использовать нельзя;
    • стоит мягкая подвеска - прекрасно работает;
    • в остальных случаях - еще послужит.

Вероятность, что проверенные таким способом стойки действительно исправны, оценивается в 70%.

Выявляем признаки неисправности стоек на ходу

В движении прояснить ситуацию можно с большей достоверностью. Выполняем батарею тестов в разных условиях:

  • На ровной дороге. Разгоняемся до 40-60 км/ч, выполняем резкие повороты в разные стороны. Оцениваем, был крен нормальным или чрезмерным, как быстро автомобиль принял устойчивое положение. Когда крен велик, а попытки выровнять руль сопровождаются раскачиванием авто - стойки пора менять.
  • На неровной. Неисправные амортизаторы выдают себя - автомобиль продолжает покачиваться после выезда на ровный участок.
  • На бугорке, у которого острые края, вроде “лежачего полицейского”. Услышали при наезде стук - либо шток контактирует с корпусом, либо не в порядке опора амортизатора, резиновая втулка, крепеж.
  • На мелкой ямке. Применяем только в том случае, если предыдущие не позволили найти неисправность. На скорости в 60-80 км/ч проезжаем узкую мелкую ямку. Амортизатор утратил рабочие характеристики, если при этом почувствовали, как отдало в рулевое колесо, раздался хлопок, автомобиль раскачивается.

Проверяем демонтированный или новый амортизатор

Примитивный способ удостовериться, исправен ли амортизатор, который еще не установили или сняли. Уперли его стороной, где шток, в твердое, растянули на всю, резко навалились. Исправная стойка сложится, если приложить большое усилие. Неисправная складывается/раскладывается легко, да еще может выдать при этом свист, стук.

Как выполняется диагностика подвески на вибростенде

Не доверяете самостоятельному тестированию, поезжайте в автосервис. На стенде автомобиль устанавливается на нейтральной передаче, чтобы колеса разблокировать. Стояночный тормоз - отключили. Вибратор стенда, которому выставляют параметры колебаний, посредством привода, гидро- или электрического, вращает валы, приводя в движение шасси автомобиля.

На вибростенде можно выявить немалое количество неисправностей. В частности то, что амортизаторы:

  • износились;
  • оказались с непригодными втулками, крепежом;
  • утратили герметичность.

Чем опасна несвоевременная замена амортизаторов

Сколько прослужат амортизационные стойки на вашем авто, предсказать сложно. Многое зависит от того, как водите машину, насколько сильно загружаете, насколько качественные амортизаторы установили. Автомобилисты Украины в своих сообщениях приводят заметно отличающиеся данные. Кто-то гордится, что стойки успешно отходили более 80 000 км. Большинство называет куда более скромные 45 000-50 000 км пробега.

В одном все единодушны, рисковать, ездить на изношенных амортизаторах - нецелесообразно. Расходы на замену пары стоек не так велики, чтобы продолжать создавать угрозы на дорогах. Они возникают из-за того, что автомобиль не сцепляется с дорожной поверхностью, как следует. Снижение управляемости, ускоренный износ шин - первичные последствия. Далее:

  • смещается подвеска;
  • страдает механизм рулевого управления;
  • перегрузки испытывает тормозная система.

Обнаружили износ амортизаторов, меняйте, если он значителен. Учитывайте угрозы безопасности и комфорту, вероятность повышенных расходов на ремонт смежных узлов и систем.

Читайте также: 5 симптомов, что датчик АБС вышел из строя – не игнорируй, иначе будет дороже!