Как проверить генератор автомобиля ?

Генератор не принято относить к узлам автомобиля, которые требуют первоочередного внимания. Однако от его работы зависит немалое количество потребителей электроэнергии, без которых управлять автомашиной становится сложнее. Поэтому автомобилисту на случай вероятных неполадок не помешает представлять, как проверить генератор авто. И обзавестись для этого соответствующим оборудованием.

Какая роль отводится генератору в автомобиле

Генератор в автомобиле

Назначение генератора в авто двоякое:

  1. Поддерживает уровень заряда АКБ.
  2. Обеспечивает электроэнергией электронную систему управления, светотехнику, мультимедиа и т. д.

В некоторых моделях, на которых действует гибридный силовой агрегат, на генератор могут возлагаться функции стартера.

Автомобильные устройства постоянного тока давно отошли в прошлое. В ходу теперь легкие и компактные генераторы переменного тока. Коленчатый вал движущегося автомобиля вращается, порождая кинетическую энергию. Генератор преобразует ее в электрическую. Диодный мост, через который проходит возникший ток, превращает его из переменного в постоянный. А регулятор обеспечивает поддержание напряжения в бортовой сети на постоянном уровне. Благодаря этому все потребители электроэнергии в авто могут работать без сбоев.

Типичные неисправности автомобильных генераторов

Никаких сложностей в том, как проверить авто генератор на предмет выявления механических повреждений, нет. Заглянули под капот, сразу заметно, что:

  • слишком износился либо поврежден ремень или натяжной ролик;
  • повреждения затронули механические элементы - шкив, обгонную муфту и т. п.;
  • поломались подшипники;
  • разрушились крепления или корус;
  • износились угольные щетки.

Повреждения в электрике проявляются не столь наглядно. Их обнаруживают по косвенным признакам - отказывает автомобильная электроника, с перебоями функционируют отдельные электрические системы. Двигатель может запускаться как-то неуверенно, поступает оповещение о неполном заряде аккумулятора, свет фар потускнел. Вероятной причиной могут оказаться электрические повреждения автомобильного генератора:

  • барахлит регулятор напряжения;
  • в обмотке произошли обрывы, замыкания;
  • чрезмерно износились графитовые щетки, токосъемные кольца;
  • перегорел диод или несколько, поэтому не в порядке диодный мост.

Чтобы разобраться, какие возникли электрические неисправности автомобильного генератора, понадобятся лампочка на 12 В и такой прибор, как мультиметр.

Как проверить генератор на авто

Сначала выполняется проверка уровня заряда АКБ. На карбюраторных автомобилях для этого запускали двигатель и скидывали отрицательную клемму аккумуляторной батареи. Электроника современного автомобиля слишком сложна, чтобы подвергать ее столь варварским испытаниям. Поэтому применять такой метод не стоит, если хоть сколько нибудь заботитесь о своей машине.

Проверка генератора мультиметром

Рекомендации, как проверить генератор в авто, сводятся к несложной пошаговой инструкции:

  1. Устанавливаем на мультиметре режим DCV, так как предстоит измерять постоянное напряжение. в диапазоне 0-20 В
  2. Глушим двигатель, отключаем все системы, которые потребляют электричество.
  3. Подключаем щупы мультиметры: черный - к “-”, красный - к “+”. Если напряжение 12,5 В - аккумулятор исправен.
  4. Запускаем мотор, через пару секунд на мультиметре должны отобразиться нормальные показатели - не ниже 13,5 В.
  5. Подключаем потребителей (системы освещения, подогрев и т. п.). Напряжение снизится на 0,2 В.

Когда измерения показывают, что напряжение заметно снизилось (от 13 В), переходим к следующему этапу проверки. Придется провести диагностику генератора, чтобы найти неисправность.

Как проверить генератор без авто

Диагностика предполагает проверить генератор авто в демонтированном виде. Снимаем и проходим три этапа, последовательно проверяем:

  1. Реле-регулятор напряжения. Лампочку на 12 В подключаем к выводам, подаем напряжение на вход. Погасла по достижении 15 В - хорошо, горит - подает сигнал о неисправности этого элемента.
  2. Диодный мост. Прозваниваем пластины одну за другой. Один щуп подключаем к “+”, второй - поочередно к каждому диоду. Проверили все, теперь один щуп подключаем к “-” и повторяем операцию. Проводимость исправного диода проявляется только в одном направлении
  3. Обмотку. Чтобы прозванивать статор, мультиметр переведем в режим Ω. Нормальное сопротивление составит около 0,2 Ом между выводами, до 0,3 Ом - между проводами обмотки и “нулем”. Для прозвона ротора щупы помещаем между контактных колец. Нормальные значения сопротивления - 2,3-5,1 Ом. Чтобы измерить силу тока, переводим мультиметр в режим DCA. Подаем 12 В - показания должны получиться в диапазоне 3-4,5 А.

Как правило, прохождение трех этапов проверки дает достоверную информацию о состоянии генератора. Теперь предстоит решить, насколько серьезными полагаете выявленные дефекты, понадобится ли посетить автосервис. Возможно, потребуется более углубленная диагностика или помощь механика, замена деталей.

Как обслуживают генератор автомобиля

Генератор автомобиля

Надежное устройство крайне непритязательно в обслуживании. Время от времени:

  • проверяйте, как натянут приводной ремень. Производители указывают, как это делать применительно к каждой модели;
  • снимайте приводной ремень. Взялись за шкив, покачайте по вертикали, оценивая люфт ротора. Почувствовали биение - подшипники пора менять. Вручную крутнули ротор - о значительном износе подшипников сообщат похрустывания шариков, вращается ротор ступенчато, слегка подклинивает;
  • зачищайте контакты от окислов;
  • проверяйте исправность клемм, проводов. Обнаружили поврежденные - замените;
  • выполняйте продувку сжатым воздухом, чтобы не накапливалась пыль, не образовались загрязнения;
  • меняйте графитовые щетки согласно рекомендациям производителя.

Чтобы пореже посещать автосервис из-за вероятных неполадок генератора, обзаведитесь измерительными приборами. Портативный вольтметр, цифровой тестер помогут постоянно контролировать, в каком состоянии находится генератор.

Читайте также: Что делать, если автомобиль застрял в снегу?