Летом в Украине световой день день настолько длинен, что яркость фар для автомобилиста не имеет жизненно важного значения. Ситуация кардинально меняется, когда световой день начинает стремительно сокращаться. Тогда осеннее вождение в темноте может превратиться в нелегкое испытание. Поэтому автомобилисты изыскивают способы, как улучшить свет фар, чтобы достичь высокого уровня безопасности.
Разновидности и температура свечения автоламп

На автомобилях, которые ездят по дорогам Украины, устанавливают фары 4 видов:
- В галогенных – источником света служит вольфрамовая спираль накаливания, окутанная инертным газом-галогеном. Он усиливает яркость светового потока до 1 200 - 1 500 Лм. Цветовая температура стандартных галогенных автоламп находится на уровне 3 000 - 3 200 К, модифицированных - от 3 700 К до 5 000 К. Стоят намного дешевле прочих, заменить самостоятельно труда не составит. Недостатки – прослужат сравнительно недолго - 500 - 1 000 часов. Яркость светового потока ниже, чем у прочих автоламп. Для поездок в темное время суток, тем более, в условиях недостаточной видимости, свет галогенных фар не очень-то подходит, слабоват.
- В ксеноновых – свет создается электрической дугой, помещенной в газовую смесь. Освещают пространство под широким углом. Яркие - 3 200 Лм. Индекс цветопередачи охватывает диапазон 3 000 К - 5 000 К. Оптимальная температура свечения - 4 300 К, она подходит для темноты и непогоды. Темной ночью получите практически дневную освещенность с автолампами на 5 000 К. Но в непогоду от них толку не будет. Напротив, с 3 000 К, как у противотуманок, сможете ездить при недостаточной видимости, в дождливую и туманную погоду. Служат ксеноновые лампы до 2 000 часов. “Минусы” - стоят дорого, без балласта не работают.
- В LED-автолампах, светодиодных – свет испускают диоды, через которые пропускают электрический ток. Выдают световой поток от 1 500 - 2 000 Лм до 3 500 Лм. Дневные ходовые огни освещают вполне удовлетворительно при минимальном уровне светового потока. Для лампы дальнего света яркость можно довести до 2 500 Лм. Цветовая температура в 5 000 - 6 000 К позволяет получить оптимальную видимость в белоснежном цвете. Несмотря на высокую стоимость и некоторые сложности с ремонтом плат, LED-автолампы практически вытеснили ксеноновые. Они обеспечивают значительно лучшую освещенность, чем галогенные, хотя и уступают ксеноновым. Экономичны, невероятно долговечны - могут эксплуатироваться до 30 000 часов.
- В лазерных – важную роль играет люминофорный слой на специальной линзе, окрашенной в желтое. Он отражает синие лучи, поступающие от трех лазеров через зеркала, и преобразует в рассеянное освещение в ярком белом цвете. Чем лазерные фары особенно хороши – освещают на расстояние до 600 м, не ослепляя других участников дорожного движения. Яркость светового потока - под 6 000 Лм, цветовая температура - 5 500 - 6 500 К. Из-за высокой стоимости лазерные фары в базовой комплектации ставят только на автомобилях премиум-класса. Поэтому ни превосходная экономичность, ни долговечность, не могут поспособствовать более широкому распространению практически идеальных лазерных автоламп.
На сегодня для подавляющего большинства украинских автомобилистов выбор ограничивается лампами галогенными и светодиодными.
Почему фары стали хуже светить

Мало кто из автомобилистов в Украине, которым приходится ездить, как в темное время суток, так и в непогоду, станет всерьез утверждать, что фары и безопасность не взаимосвязаны. Пока освещение работает нормально - все в порядке, стали фары светить значительно тусклее - безопасность вечерних и ночных поездок страдает. Еще хуже становится положение при недостаточной видимости, когда моросит или льется дождь, опускается плотный туман.
Фары перестают светить, как полагается, из-за того, что:
- загрязнились;
- насекомые, мелкий мусор, камешки, ударяясь о стекла или пластик, действуют как абразивный материал. Пластик, стекло мутнеют, хуже пропускают свет. Положение нередко усугубляют сами автомобилисты, нерадиво пройдясь по стеклу сухой тряпкой. По сути, они натирают поверхность абразивными частицами, прилипшими к ней, царапают;
- перегорела лампочка;
- отрегулировали неправильно. Поток света идет не над дорогой, а вниз, поближе к бамперу. Или вверх, создавая проблемы другим участникам дорожного движения. Чтобы отрегулировать свет, нужно проверить ручной или автоматический корректор фар;
- окислились, расшатались контакты;
- проводку поразила коррозия;
- монтаж платы со светодиодами выполнили некачественно, нужно перепаивать, менять сгоревшие диоды;
- утратили герметичность, влага оказала негативное воздействие на поверхность отражателя;
- отражатель, линза помутнела, сильно нагревшись;
- отражатель пожелтел, покрылся трещинками;
- отказывает аккумулятор, генератор или блок розжига ксенона;
- поставили комплектующие сомнительного происхождения;
- отслужили положенный срок.
Обнаружили, что фары светят не так далеко, как раньше, свет потускнел, распределяется неравномерно, постарайтесь выяснить, почему это случилось.
Тускло светят фары — что делать

Парадоксально, но многие водители в Украине предпочитают игнорировать падение освещенности. Расчет на то, что свет фар как-то сам по себе наладится, вряд ли рационален. Что можно сделать:
- отрегулировать некорректно установленные фары;
- проверить проводку и заменить негодные провода;
- зачистить, обжать контакты;
- помыть фары;
- восстановить штатные линзы или поставить новые - поярче;
- купить новые фары или автолампы - оригинальные или аналоги;
- выполнить полировку фар - в автосервисе или самостоятельно.
На полировке остановимся детальнее.
Полировка фар своими руками

Специальные полироли помогут вернуть им рабочие характеристики, продлить срок эксплуатации. Для стекла колпаков подобрать полироль несколько сложнее, чем для более распространенного пластика.
Запасаемся инструментами
Решили отполировать фары самостоятельно, убедитесь, что располагаете соответствующим набором приспособлений. Понадобятся:
- специальная машинка или дрель с регулировкой оборотов с насадкой, на которую крепится шлифовальный круг - для механической полировки;
- абразивная и безабразивная пасты;
- автошампунь;
- вода;
- лак;
- листы наждачки разной зернистости, предназначенной для полировки. Диапазон - 800 - 2 500 грит;
- малярная лента, чтобы закрыть соседние с фарами участки, пока будете полировать, наносить лак;
- полировальные круги - мягкий и поплотнее;
- ручной опрыскиватель, пульверизатор;
- салфетка из микрофибры.
Собрать такой набор несложно, обойдется недорого.
Выбираем полироль
Исходя из того, насколько повреждены фары, покупаем полироль:
- Восстановительный, с абразивными частицами, чтобы устранить желтизну, помутнение, сколы, царапины.
- Защитный. Призван противодействовать УФ-излучению, агрессивной химии, механическим воздействиям.
- Комбинированный. 2-в-1.
Если фары повреждены незначительно, используйте матовый полироль. На колпаках истерлось заводское покрытие, их покрыли глубокие царапины - примените полироль с лакирующим эффектом.
Выполняем полировку: механическую или вручную
Для начала удаляем с помощью автошампуня загрязнения. Если на фарах останутся микрочастицы, то поцарапают их. Далее высушиваем.
При полировке вручную наждачной шкуркой удаляем крупные дефекты. Трем круговыми движениями, передвигаясь последовательно по небольшим участкам. Начинаем с наждачной шкурки зернистостью в 800 грит. Обрабатываем, пока поверхность не станет равномерно матовой.
Если взяли полировальную машинку, прикрепляем к ней плотный абразивный круг, а на поверхность фары наносим абразивную пасту. Выставляем скорость до 2 000 об/мин, обрабатываем участки один за другим, пока не исчезнет матирующий эффект. Далее:
- протираем салфеткой;
- наносим безабразивную пасту;
- устанавливаем абразивный круг помягче;
- доводим поверхность до блеска.
Закончили полировать фары, отмываем, чтобы не осталось никаких микрочастиц после обработки. Лакируем, не позволяя пыли попасть на поверхность пластика.
Подбираем лучшие лампы для фар

На премиальных авто лазерные менять приходится редко, они долговечны. Напротив, галогенные прогорают достаточно быстро. На какие параметры следует ориентироваться при выборе автоламп:
- в каких условиях проходят поездки. Часто находитесь в дороге в темное время суток, под дождем и в туманную погоду - ставьте LED-лампы;
- что установил производитель автомобиля (лампочки бывают с цоколем в диапазоне Н1-Н11);
- какой световой поток считаете достаточным;
- какую предпочитаете энергоэффективность. У галогенных автоламп мощность повыше, 55-65 Вт, поэтому энергии им нужно побольше, чем светодиодным, на 15-20 Вт - при заметно меньшей яркости;
- какая температура свечения представляется комфортнее, не раздражает;
- понадобится ли покупать адаптер, модуль, чтобы установить LED-лампочку. Галогенные практически универсальны, подходят едва не ко всем моделям авто;
- какой бюджет отводите на покупку автоламп.
Если не хотите выполнить обновление ламп на оригинальные, то аналоги лучше брать от известных производителей - BOSCH, HELLA, MAGNETI MARELLI, NARVA, NEOLUX, OSRAM, RENAULT, VAG. Многие автомобилисты в Украине покупают продукцию чешской компании STARLINE, которая перенесла производство в Китай. Впрочем, не только она и это не всегда приводит к снижению качества изделий.
Ездите на автомобиле бюджетном и/или с солидным пробегом только в дневное время - ставьте недорогие и простые в обслуживании галогенные автолампы. Для частых поездок при других условиях и на более престижных моделях лучше послужат более дорогие и экономичные.
Привели фары в порядок после лета, осенние поездки станут проходить без затруднений, вызываемых плохим освещением.