Как поменять барабанные тормозные колодки

Как не пропустить момент для обновления

Если говорить прямо, чтобы тормоза работали как надо, проверять их состояние хотя бы раз в полгода или после 6–10 тыс. км — неплохая идея. Просто смотрим, не стерлись ли колодки до основания, и проверяем, нет ли борозд на барабане.

Особенность барабанного тормоза со встроенной ступицей

В некоторых машинах сзади стоит барабан, объединенный со ступицей. Тут нюанс: накладки на задней колодке закреплены не по центру, а с небольшим сдвигом в сторону вращения.

Если накладки держатся на клепках, не ждем, пока их сточит до заклепок. В противном случае металл начнет царапать барабан — и это уже проблема.

Как устроен отдельный барабанный тормоз

В некоторых моделях задние барабаны выполнены отдельно от ступицы. Это означает, что сам барабан можно снять, не трогая ступицу, что значительно упрощает обслуживание и замену колодок.

Конструкция такого барабанного тормоза обычно включает в себя:

  • Барабан. Металлический цилиндр, внутри которого работают колодки.
  • Тормозные колодки. Фрикционные накладки, которые при нажатии педали прижимаются к барабану.
  • Колесный цилиндр. Раздвигает колодки при подаче гидравлического давления из тормозной магистрали.
  • Возвратные пружины. Возвращают колодки в исходное положение при отпускании педали.
  • Регулировочный механизм. Компенсирует износ накладок и поддерживает нужный зазор между колодкой и барабаном.

Когда вы нажимаете на педаль тормоза, в колёсном цилиндре повышается давление, поршни раздвигают колодки, и те прижимаются к барабану, замедляя вращение колеса. При отпускании педали возвратные пружины тянут колодки обратно.

Что сделать, чтобы не нарваться на неприятности

  • Берем колодки у проверенных производителей, без сомнительных «аналогов».
  • Машина на домкрате? Ставим доп. опоры — безопасность важнее.
  • Пыль со старых колодок лучше не вдыхать — раньше в них был асбест.
  • Фиксируем колеса при замене задних тормозов, чтобы не покатились.

Как понять, что пора менять колодки

Берем измеритель глубины протектора или штангенциркуль и смотрим, сколько осталось до клепок. Если менее 1,5 мм — пора менять. Для приклеенных накладок критический порог — 3 мм: при такой толщине тормоза еще сохраняют резкость, а дальше могут перегреваться.

Колодки меняют парно — сразу на обеих сторонах одной оси. Если хотя бы одна накладка пропиталась маслом или тормозной жидкостью, обе колодки отправляются в утиль.

Как снять барабан со ступицей

  1. Поддеваем центральную крышку отверткой.
  2. Если не идет — слегка стучим молотком по краям.
  3. Если совсем «прикипело» — сверлим отверстие и вытаскиваем крышку гвоздодером.

Как снять отдельный барабан

  1. Откручиваем винты или болты крепления.
  2. Помечаем шпильки и барабан, чтобы потом не мучиться.
  3. Если барабан застрял — простукиваем его по окружности.
  4. В особо сложных случаях — обрабатываем проникающей смазкой и ждем.

Где взять запчасти и что еще посмотреть

Если тормоза начали визжать, дергаться или ведут себя странно, заглядываем сюда:

Регулярная замена колодок — это не только про комфорт, но и про экономию на ремонтах. В магазине ТАКАР есть всё необходимое и консультации от специалистов.

Тормоза — дело серьезное. Не тянем с заменой.