
Современный автомобиль буквально напичкан электроникой: от фар и приборной панели до систем впрыска и зажигания, а также всех «наворотов» для комфорта. Всё это требует стабильного питания. Именно поэтому в машине есть аккумулятор, который хранит энергию, и генератор (или альтернатор), обеспечивающий подзаряд во время движения.
Почему аккумулятору нужна помощь

Огромное количество приборов — фары, зажигание, вся электроника — «кушает» электричество. Оставь аккумулятор один на один со всеми этими потребителями, и он довольно быстро «сдастся». Поэтому в авто ставят генератор: пока мотор работает, генератор снабжает энергией все эти системы и одновременно подпитывает аккумулятор.
Что внутри батареи

В большинстве машин стоят свинцово-кислотные аккумуляторы. Они состоят из свинцовых пластин, погруженных в раствор серной кислоты и воды. Когда идёт заряд, на положительных пластинах образуется двуокись свинца, а на отрицательных — губчатый свинец. При разряде всё это идёт в обратную сторону, высвобождая электричество. Такой «оборотный» процесс позволяет батарее многократно заряжаться и разряжаться.
Роль альтернатора

Главную работу по зарядке берёт на себя генератор, который крутится от ремня, связанного с двигателем. В нём вращается ротор с электромагнитом, а вокруг расположены обмотки статора. Это «тандем» вырабатывает переменный ток, который затем диоды превращают в постоянный. Всё это не дает аккумулятору разряжаться «в ноль» и помогает ему оставаться в строю.
Регулятор напряжения

Если напряжение генератора слишком высокое, аккумулятор «перезаряжается», если низкое — батарея недополучает ток. Тут и приходит на помощь регулятор, который «рулит» подачей тока на ротор. Он добавляет или убавляет заряд, в зависимости от того, как «голоден» аккумулятор. Раньше вместо генератора ставили динамо, но оно хуже работало на низких оборотах и было более громоздким.
Индикаторы на приборной панели
У многих авто есть «лампа зарядки»: при повороте ключа она загорается и должна гаснуть после запуска двигателя. Если вдруг видите эту лампочку во время движения, возможно ремень генератора проскальзывает или случился сбой в системе зарядки. В некоторых машинах стоят амперметры или датчики, чтобы следить за состоянием батареи.
Когда что-то пошло не так

Если генератор перестал выдавать ток, вы проедете лишь до тех пор, пока аккумулятор не «сядет». При первых тревожных звоночках проверьте натяжку ремня, клеммы и провода (особенно от генератора к батарее). В тяжёлых случаях на Takar.com.ua найдёте свежие аккумуляторы, генераторы и ремни. Там вас проконсультируют, что лучше подойдет именно вашей машине и бюджету.
Итого: исправный генератор, регулятор и аккумулятор — залог спокойной езды с рабочей электроникой и без неприятных сюрпризов. Берегите зарядку, и она убережет вас.