Поменяли резину на летнюю, заодно освежите в памяти сведения о сезонном давлении шин. Пусть и не слишком значительно, но давление в шинах летом производители автомобилей рекомендуют поднять по сравнению с зимним сезоном. Летняя жара в Украине выдвигает дополнительные требования к автомобилистам относительно того, как контролировать, корректировать давление, чтобы оно оптимально соответствовало дорожной ситуации.
Как узнать, каким должно быть оптимальное давление в шинах

Эти сведения найдете:
- в руководстве по эксплуатации;
- на шильдике, который поместили на торец или на внутреннюю сторону водительской двери, или на дверь багажного отсека, или на бардачок, или на лючок бензобака - с обратной стороны.
Производители рекомендуют выставлять разное давление в зависимости от загруженности машины:
- Малой. В машине с полностью заправленным бензобаком находится 1-2 пассажира.
- Большой. Количество пассажиров увеличивается до 4-х, загружается багаж.
Шильдик представляет данные в 4-х столбцах:
- Рекомендованный типоразмер покрышек.
- Оптимальное давление для шин, установленных на передней оси автомобиля.
- …- задней.
- В виде картинки с изображением 2 человек, что означает малую загруженность, или 4-х, с багажом - большую.
В зависимости от марки, модели при малой загруженности показатели равняются 2,0-2,2 бар. При большой - 2,4-2,5 бар. Разница составляет до 25%. Обратите внимание: показатели давления не зависят от того, шины какого бренда установили.
Как вычисляют показатели
Расчет для автомобиля конкретной модели выполняют инженеры компании-производителя. Учитывают такие параметры:
- особенности конструкции автомобиля;
- какую ставят подвеску, насколько жесткую;
- колеса какого размера предусматривает базовая комплектация;
- общую массу автомобиля;
- какая часть веса приходится на моторный отсек, багажный;
- как распределяется масса по кузову, насколько сбалансировано;
- до какого уровня возрастет масса снаряженной по максимуму машины;
- насколько ее можно загрузить.
Что может летом произвольно спровоцировать изменение установленного уровня?

Падение/повышение вызывают:
- Уровень изношенности шин. Они разгерметизируются из-за трещин в резине. А также потому, что образовалась щель там, где шина прилегает к клапану подкачки, ободу. Из-за этого воздух из покрышки стравливается, давление - понижается.
- Существенное изменение температуры за бортом. Скачок вверх на 10°С повлечет рост приблизительно на 0,1 бар, аналогичное похолодание - соответствующее снижение.
При неоптимальном давлении покрышки изнашиваются неравномерно. Из-за этого повышается вероятность повредить колесные диски, влетев в яму или оказавшись на крайне неровном участке дороги.
В каких единицах (не)принято измерять давление в покрышках в жару
В Украине по традиции измеряют в барах. 1 bar = 1 кг/кв. см. Постепенно распространяется более привычная для американских и европейских автомобилистов единица измерения - psi. 1 psi = 1 фунт/кв. дюйм. Метрическая система, похоже, отступает.
Иногда используют такой показатель, как атмосфера - техническая или физическая (стандартная). Обозначают их соответственно at и atm. 1at почти на 2% тяжелее, чем 1 bar. 1 atm - почти на 1,5% легче.
Паскалями (ра), килопаскалями автомобилисты в Украине для измерений не пользуются.
Как влияет жара на давление шин
Летом в Украине в середине дня температура часто держится на отметках выше 30°С. Температура асфальта, с которым контактируют автомобильные покрышки, возрастает до куда больших значений - 52-55°С. На открытой местности атмосферный воздух нагревается за 40°С, асфальт - до 65°С и выше. Это вызывает перегрев шин. Воздух в них становится горячее, расширяется, поэтому давление поднимается примерно на 10%.
Чем опасна езда на спущенных или перекаченных шинах

Установилось избыточное давление, покрышки контактируют с дорожной поверхностью только центральной частью протектора, так как боковые - несколько поднимаются. Пятно контакта уменьшается, поэтому:
- страдает безопасность на дороге, так как управлять автомобилем, набравшим приличную скорость, стало сложнее;
- на мокром асфальте тормозной путь станет протяженнее;
- шины изнашиваются неравномерно, ускоренно - центральная часть, которой приходится воспринимать всю нагрузку;
- тяжелее становится подвеске, так как покрышки амортизируют в меньшей степени;
- более значительными по своим последствиям становятся ударные воздействия, если колесо угодило на явную неровность дороги. Из-за них шины обзаводятся грыжами;
- ехать становится некомфортно. Ямы, выбоины, ухабы воспринимаются куда неприятнее, чем раньше.
Ускоренный износ шин, находящихся под избыточным давлением, может привести к утрате ими герметичности. Со спущенными колесами автомобиль заметно увеличит площадь пятна контакта с дорожной поверхностью, станет держаться устойчивее. Но хорошего в этом мало:
- автомобиль потребляет больше топлива (до 5%);
- усложняется управление;
- ускоряется износ плечевых зон покрышки;
- на неровностях возникает деформация резины, ускоряя выход шины из строя;
- выше вероятность разбортировки колеса;
- может расслоиться каркас. Из-за этого покрышка взрывается, если автомобиль набрал высокую скорость;
- на мокром асфальте нужна особая осторожность из-за угрозы аквапланирования.
Чем и как проверить давление в колесах летом и подкачать их
На современных моделях автомобилей устанавливают TPMS, чтобы отслеживать давление с помощью автоматики. Изменился показатель - поступит сигнал на дисплей бортового компьютера. TPMS может быть:
- Прямой. Датчики давления в шинах стоят на каждом колесе, бортовой компьютер отслеживает фактические показатели.
- Косвенной. Передает сигнал об изменениях, основываясь на расстоянии, пройденном колесом за один оборот.
Нет в авто TPMS или хотите проверить точность показаний системы, используйте манометр для шин:
- механический (аналоговый). У него может быть выдвижная шкала (реечный манометр) или стрелочный указатель;
- электронный (цифровой).
Чтобы получить точные показатели, поставьте авто на ровную площадку и дайте 3 часа остыть. Также допустимо проверять, если проехали до этого не более 1,5 км. Как часто стоит это проделывать? Раз в месяц - не реже, лучше - два раза (в особенности, если авто - после ремонта, балансировки колес, замены покрышек). Обязательно проверяйте, если:
- поменяли резину;
- ездили под большой загрузкой;
- совершили долгую поездку.
Не забывайте проверять и запаску.
Дополнительно отслеживать уровень давления помогут колпачки контроля, которые ставят на ниппели. У них прозрачная верхняя часть, в которой размещен цветовой индикатор. Светит зеленым - показатель на должном уровне, красным - возрос, желтым - понизился.
Нужно подкачать шины летом до оптимума, сделайте это одним из двух способов, которые используют автомобилисты Украины:
- Утром, когда еще прохладно - на 0,1- 0,2 бар меньше. Днем на жаре давление поднимется до нужного уровня.
- Под прямыми солнечными лучами в самый солнцепёк. Это гарантирует, что потом давление не поднимется.
В каких ситуациях стоит корректировать давление в шинах
Особенности летней поездки иногда подталкивают к тому, чтобы изменить давление. В каких случаях это делают автомобилисты Украины:
- предполагаете продолжительное время ехать по автобану быстрее 150 км/ч. Поднимите на 0,2-04 бар. Выиграете в управляемости, не особо утратив в комфорте;
- предстоит поездка по грунтовке, раскисшей дороге. Сбросьте на 5-10%. Сцепление с дорожной поверхностью станет надежнее;
- едете с прицепом или загрузили машину под завязку. Поднимите для задних колес;
- нужно преодолеть участок бездорожья. Не переусердствуйте, снижая давление - начнете пробуксовывать. Запаникуете, станете резко выворачивать руль - шина соскочит;
- выехали на сильно разбитую дорогу. Поднимите давление, но ведите машину предельно осторожно;
- едете по серпантину с перепадами высот, частыми крутыми поворотами. Здесь важно увеличить пятно контакта с дорогой;
- отправляетесь в продолжительную поездку. Когда знаете особенности маршрута, легче принять правильное решение.
В различных ситуациях не стесняйтесь посмотреть, что рекомендуют для данной модели. Важно помнить, что рекомендованный показатель замерялся на холодных шинах. В жару он непременно поднимется. Из-за этого летом контролировать состояние шин стоит внимательнее. Избыточное давление на глазок обнаружить сложнее, чем недостаточное.