Как правильно проверять давление в шинах летом

Поменяли резину на летнюю, заодно освежите в памяти сведения о сезонном давлении шин. Пусть и не слишком значительно, но давление в шинах летом производители автомобилей рекомендуют поднять по сравнению с зимним сезоном. Летняя жара в Украине выдвигает дополнительные требования к автомобилистам относительно того, как контролировать, корректировать давление, чтобы оно оптимально соответствовало дорожной ситуации.

Как узнать, каким должно быть оптимальное давление в шинах

Эти сведения найдете:

  • в руководстве по эксплуатации;
  • на шильдике, который поместили на торец или на внутреннюю сторону водительской двери, или на дверь багажного отсека, или на бардачок, или на лючок бензобака - с обратной стороны.

Производители рекомендуют выставлять разное давление в зависимости от загруженности машины:

  • Малой. В машине с полностью заправленным бензобаком находится 1-2 пассажира.
  • Большой. Количество пассажиров увеличивается до 4-х, загружается багаж.

Шильдик представляет данные в 4-х столбцах:

  • Рекомендованный типоразмер покрышек.
  • Оптимальное давление для шин, установленных на передней оси автомобиля.
  • …- задней.
  • В виде картинки с изображением 2 человек, что означает малую загруженность, или 4-х, с багажом - большую.

В зависимости от марки, модели при малой загруженности показатели равняются 2,0-2,2 бар. При большой - 2,4-2,5 бар. Разница составляет до 25%. Обратите внимание: показатели давления не зависят от того, шины какого бренда установили.

Как вычисляют показатели

Расчет для автомобиля конкретной модели выполняют инженеры компании-производителя. Учитывают такие параметры:

  • особенности конструкции автомобиля;
  • какую ставят подвеску, насколько жесткую;
  • колеса какого размера предусматривает базовая комплектация;
  • общую массу автомобиля;
  • какая часть веса приходится на моторный отсек, багажный;
  • как распределяется масса по кузову, насколько сбалансировано;
  • до какого уровня возрастет масса снаряженной по максимуму машины;
  • насколько ее можно загрузить.

Что может летом произвольно спровоцировать изменение установленного уровня?

Падение/повышение вызывают:

  • Уровень изношенности шин. Они разгерметизируются из-за трещин в резине. А также потому, что образовалась щель там, где шина прилегает к клапану подкачки, ободу. Из-за этого воздух из покрышки стравливается, давление - понижается.
  • Существенное изменение температуры за бортом. Скачок вверх на 10°С повлечет рост приблизительно на 0,1 бар, аналогичное похолодание - соответствующее снижение.

При неоптимальном давлении покрышки изнашиваются неравномерно. Из-за этого повышается вероятность повредить колесные диски, влетев в яму или оказавшись на крайне неровном участке дороги.

В каких единицах (не)принято измерять давление в покрышках в жару

В Украине по традиции измеряют в барах. 1 bar = 1 кг/кв. см. Постепенно распространяется более привычная для американских и европейских автомобилистов единица измерения - psi. 1 psi = 1 фунт/кв. дюйм. Метрическая система, похоже, отступает.

Иногда используют такой показатель, как атмосфера - техническая или физическая (стандартная). Обозначают их соответственно at и atm. 1at почти на 2% тяжелее, чем 1 bar. 1 atm - почти на 1,5% легче.

Паскалями (ра), килопаскалями автомобилисты в Украине для измерений не пользуются.

Как влияет жара на давление шин

Летом в Украине в середине дня температура часто держится на отметках выше 30°С. Температура асфальта, с которым контактируют автомобильные покрышки, возрастает до куда больших значений - 52-55°С. На открытой местности атмосферный воздух нагревается за 40°С, асфальт - до 65°С и выше. Это вызывает перегрев шин. Воздух в них становится горячее, расширяется, поэтому давление поднимается примерно на 10%.

Чем опасна езда на спущенных или перекаченных шинах

Установилось избыточное давление, покрышки контактируют с дорожной поверхностью только центральной частью протектора, так как боковые - несколько поднимаются. Пятно контакта уменьшается, поэтому:

  • страдает безопасность на дороге, так как управлять автомобилем, набравшим приличную скорость, стало сложнее;
  • на мокром асфальте тормозной путь станет протяженнее;
  • шины изнашиваются неравномерно, ускоренно - центральная часть, которой приходится воспринимать всю нагрузку;
  • тяжелее становится подвеске, так как покрышки амортизируют в меньшей степени;
  • более значительными по своим последствиям становятся ударные воздействия, если колесо угодило на явную неровность дороги. Из-за них шины обзаводятся грыжами;
  • ехать становится некомфортно. Ямы, выбоины, ухабы воспринимаются куда неприятнее, чем раньше.

Ускоренный износ шин, находящихся под избыточным давлением, может привести к утрате ими герметичности. Со спущенными колесами автомобиль заметно увеличит площадь пятна контакта с дорожной поверхностью, станет держаться устойчивее. Но хорошего в этом мало:

  • автомобиль потребляет больше топлива (до 5%);
  • усложняется управление;
  • ускоряется износ плечевых зон покрышки;
  • на неровностях возникает деформация резины, ускоряя выход шины из строя;
  • выше вероятность разбортировки колеса;
  • может расслоиться каркас. Из-за этого покрышка взрывается, если автомобиль набрал высокую скорость;
  • на мокром асфальте нужна особая осторожность из-за угрозы аквапланирования.

Чем и как проверить давление в колесах летом и подкачать их

На современных моделях автомобилей устанавливают TPMS, чтобы отслеживать давление с помощью автоматики. Изменился показатель - поступит сигнал на дисплей бортового компьютера. TPMS может быть:

  • Прямой. Датчики давления в шинах стоят на каждом колесе, бортовой компьютер отслеживает фактические показатели.
  • Косвенной. Передает сигнал об изменениях, основываясь на расстоянии, пройденном колесом за один оборот.

Нет в авто TPMS или хотите проверить точность показаний системы, используйте манометр для шин:

  • механический (аналоговый). У него может быть выдвижная шкала (реечный манометр) или стрелочный указатель;
  • электронный (цифровой).

Чтобы получить точные показатели, поставьте авто на ровную площадку и дайте 3 часа остыть. Также допустимо проверять, если проехали до этого не более 1,5 км. Как часто стоит это проделывать? Раз в месяц - не реже, лучше - два раза (в особенности, если авто - после ремонта, балансировки колес, замены покрышек). Обязательно проверяйте, если:

  • поменяли резину;
  • ездили под большой загрузкой;
  • совершили долгую поездку.

Не забывайте проверять и запаску.

Дополнительно отслеживать уровень давления помогут колпачки контроля, которые ставят на ниппели. У них прозрачная верхняя часть, в которой размещен цветовой индикатор. Светит зеленым - показатель на должном уровне, красным - возрос, желтым - понизился.

Нужно подкачать шины летом до оптимума, сделайте это одним из двух способов, которые используют автомобилисты Украины:

  • Утром, когда еще прохладно - на 0,1- 0,2 бар меньше. Днем на жаре давление поднимется до нужного уровня.
  • Под прямыми солнечными лучами в самый солнцепёк. Это гарантирует, что потом давление не поднимется.

В каких ситуациях стоит корректировать давление в шинах

Особенности летней поездки иногда подталкивают к тому, чтобы изменить давление. В каких случаях это делают автомобилисты Украины:

  • предполагаете продолжительное время ехать по автобану быстрее 150 км/ч. Поднимите на 0,2-04 бар. Выиграете в управляемости, не особо утратив в комфорте;
  • предстоит поездка по грунтовке, раскисшей дороге. Сбросьте на 5-10%. Сцепление с дорожной поверхностью станет надежнее;
  • едете с прицепом или загрузили машину под завязку. Поднимите для задних колес;
  • нужно преодолеть участок бездорожья. Не переусердствуйте, снижая давление - начнете пробуксовывать. Запаникуете, станете резко выворачивать руль - шина соскочит;
  • выехали на сильно разбитую дорогу. Поднимите давление, но ведите машину предельно осторожно;
  • едете по серпантину с перепадами высот, частыми крутыми поворотами. Здесь важно увеличить пятно контакта с дорогой;
  • отправляетесь в продолжительную поездку. Когда знаете особенности маршрута, легче принять правильное решение.

В различных ситуациях не стесняйтесь посмотреть, что рекомендуют для данной модели. Важно помнить, что рекомендованный показатель замерялся на холодных шинах. В жару он непременно поднимется. Из-за этого летом контролировать состояние шин стоит внимательнее. Избыточное давление на глазок обнаружить сложнее, чем недостаточное.