Лето приносит автомобилистам Украины много радостей. Что совсем не означает, что подготовку к сезону можно провести, спустя рукава. Резкое повышение температуры, духота, пробки - всё это относится к малоприятным особенностям украинского лета. Водителям важно не только себя уберечь от зноя, но и не допустить перегрева двигателя. Один из способов добиться этого - тщательное планирование маршрута в жару.
Как избежать перегрева мотора во время летнего сезона

Сани, как известно из старинной поговорки, готовят к зиме летом, а телегу - зимой. Автомобиль заменил и то, и другое. Но его подготовкой к новому сезону нужно заняться заблаговременно. Тогда не придется решать одну проблему за другой в авральном порядке. Важный элемент подготовки автомобилиста к украинскому лету - забота об охлаждении двигателя. Особенно важно проявить ее в отношении автомобиля со значительным пробегом.
Из-за каких неисправностей по окончании зимнего сезона чаще всего случается перегрев двигателя:
- в подкапотном пространстве за зиму накопилось немало грязи и мусора. В результате чего вентиляция моторного отсека ухудшилась. Первым делом стоит очистить радиатор охлаждения двигателя. Эффект скажется сразу, после запуска мотор намного быстрее установит рабочую температуру;
- система охлаждения утратила герметичность. Прокладки, хомуты износились, резина растрескалась, патрубки системы охлаждения нуждаются в замене. После долгой стоянки под автомобилем видны пятна от антифриза. Открыли капот, а на двигателе - характерные подтёки, разводы;
- не заменили вовремя охлаждающую жидкость (ОЖ). Не следили за ее уровнем, состоянием. В результате контроль температуры ОЖ показал, что точка закипания недопустимо понизилась. Проявится это, к сожаления, в явно неподходящий момент;
- заклинило термостат. Из-за этого антифриз перестанет полноценно охлаждать двигатель, так как циркуляция жидкости ограничится малым контуром;
- вовремя не обратили внимания, что неисправен датчик, который показывает температуру мотора. Из-за этого не запускается вентилятор охлаждения двигателя;
- перегорел предохранитель вентилятора;
- перестал работать, как следует, водяной насос. То ли отбегал положенные 60 000-90 000 км, что проявилось протеканием, то ли по другой причине. Заодно придется заменить ремень ГРМ. Остановимся подробнее, как обнаружить неисправность помпы в тех случаях, когда она не протекла.
Пять явных признаков износа водяного насоса

Когда течет, все понятно - нужно быстро заменить. Но не всегда износ проявляется так наглядно. Обращайте внимание на пять несомненных показателей изношенности помпы:
- Стало слышно, как погромыхивает. Это происходит потому, что резиновые уплотнители износились, открывая антифризу возможность попадать на подшипники. Toyota, предвидя такие ситуации, предусмотрительно проявила заботу о водителях. Если в специально проделанном в автомобилях этой марки для антифриза, попадающего на подшипники, стоке обнаружится красная пена, то пора поменять помпу.
- Покачайте рукой ролик (ремень можно не снимать), чтобы убедиться, что появились люфты шкива.
- Ролик занимает положение не параллельно двигателю, а под углом, криво по отношению к другим узлам. Это значит, что нарушилась соосность и требуется экстренная замена водяного насоса.
- Обнаружили потеки и/или в салоне явственно запахло антифризом.
- Двигатель стал прогреваться неравномерно. Это наглядно проявляется, если посмотреть на шкалу приборов - стрелка двигается резко.
Водяной насос нередко приходится заменить раньше установленного регламентом срока. Причин тому немало: заливали некачественную ОЖ или вовремя не поменяли ее, не почистили радиатор. Неисправную помпу лучше заменить поскорее, чтобы не подвергать риску двигатель. Иначе его охлаждение может оказаться явно недостаточным, последствия придется устранять долго, с немалыми затратами.
Езда в жару без перегрева: придерживаемся 15 правил

Чтобы не страдать от летней жары во время поездок на автомобиле, постарайтесь к ней подготовиться. Всегда следуйте 15 несложным правилам:
- Включайте автокондиционер после того, как проветрили салон.
- Выдерживайте в салоне температуру в пределах 22-24°C, не переохлаждайтесь.
- Тонируйте стекла или применяйте тонировочные пленки.
- Повесьте солнцезащитные шторки.
- Почаще обращайте внимание на датчик давления в шинах. На жаре давление в шинах возрастает, из-за чего становится выше вероятность проколоть их. Остановка на жаре для замены - не лучший способ времяпровождения.
- Убедитесь в чистоте воздушного фильтра.
- Контролируйте состояние тормозной жидкости, чтобы не закипела в самый неподходящий момент.
- Следите, чтобы АКБ была заряжена.
- Посмотрите, все ли в порядке с моторным маслом.
- Мойте авто почаще.
- Решили помыть машину, дайте ей остыть, поставьте в тени.
- Пользуйтесь за рулем солнцезащитными очками, кремами.
- Решили перекусить перед тем, как сесть за руль или во время поездки, отдайте предпочтение легко усваиваемым продуктам - йогурту, овощам, твердым фруктам.
- Опасайтесь обезвоживания. Всегда кладите рядом с собой бутылку с водой и не менее пяти литров - про запас.
- Держите в машине влажные салфетки, чтобы промокнуть разгоряченное лицо.
Эти элементарные подготовительные действия помогут ослабить неблагоприятное давление украинской жары.
Как выбрать лучший маршрут для летних поездок и не допустить перегрева двигателя

Мало кого из водителей в Украине устраивают летом ночные поездки. Хотя в это время суток совсем не так жарко и душно. Рациональное планирование поездок в какой-то мере поможет избежать удушающей жары, избавить от нее и себя, и мотор:
- по возможности не выезжайте в самую жару. В утренние часы и вечером температура воздуха заметно ниже;
- выбирайте, если получается, маршруты без пробок. Они возникают, как правило, в те часы, когда основная масса автомобилистов едет на работу или домой - по окончании рабочего дня;
- старайтесь избегать перегруженных трасс. Здесь темп движения ниже, требуется повышенная концентрация, а в жару ее сохранять сложнее;
- прокладывайте маршрут поездки так, чтобы он не проходил по сильно пересеченной местности. На затяжных подъемах и спусках двигателю придется работать с повышенной нагрузкой;
- подбирайте маршруты, где есть возможность ехать мимо парковой зоны или лесного массива, вдоль водоема. В таких местах держится естественная прохлада;
- помните, что асфальт сильно нагревается, что также сказывается на охлаждении двигателя. Есть возможность проложить маршрут не по раскаленному асфальту, а по брусчатке, гравию, грунтовке - воспользуйтесь;
- останавливайтесь каждые два-три часа для отдыха, выбирая затененное место;
- паркуйтесь так, чтобы автомобиль не оказался под горячими солнечными лучами.
Пусть вы не идеально подготовились к поездкам в летнюю жару по Украине, но это в любом случае поможет предотвратить многие неприятности. Неисправности случаются, выбранные маршруты оказываются не лучшими, тщательно составленные планы приходится корректировать. Но лучше встречать летнюю жару во всеоружии, заблаговременно подготовиться. Не испытывать ее на себе, если этого можно избежать.
Как не перегреть двигатель в пробке

Попали в жару большую пробку, мотор автомобиля с немалым пробегом начал сильно нагреваться, постарайтесь надлежащим образом отреагировать. Идеально было бы обеспечить достаточно продолжительный отдых для двигателя, чтобы остыл. Отъехать в тень, постоять несколько часов. Однако такая возможность предоставляется далеко не всегда.
Что можно предпринять, чтобы сбить поднимающуюся под влиянием летней жары температуру двигателя:
- подержите ногу на педали акселератора на протяжении 10-15 секунд, выдерживая при этом режим работы двигателя на уровне около 2 000 оборотов в минуту. За счет этого водяной насос заработает энергичнее, ОЖ станет циркулировать ускоренно, лучше охлаждая мотор. Возможно, что причина перегрева была вызвана именно недостаточной скоростью циркуляции антифриза;
- во время движения поддерживайте минимально возможные обороты двигателя. Если у вас механическая КПП, переходите на повышенные передачи раньше. Если АКПП - установите ручку селектора на ручной режим управления, чтобы самостоятельно снижать обороты двигателя за счет более раннего перехода на повышенную передачу;
- пожертвуйте собой, включите отопитель. Он оттянет жар от мотора. Не переусердствуйте, подвергая себя перегреву.
Эти нехитрые приемы помогут выбраться из неприятного положения. Но лучше не доводить двигатель до перегрева. Для этого нужно контролировать техсостояние авто, подготовить его к жаркому сезону, рационально выбирать время и маршруты летних поездок.
Читайте также: Какие гаджеты пригодятся в автомобиле для комфортных летних поездок