Как в двигателе открываются и закрываются клапаны?

Когда вы нажимаете на педаль газа, в цилиндры поступает топливно-воздушная смесь, а отработанные газы выходят наружу. Во всем этом участвуют клапаны, которые по команде распредвала открываются в нужный момент и закрываются, чтобы поддерживать правильный цикл работы. Далее разберем, как именно устроен этот механизм и какие детали в нем главные.

Роль распредвала

Распредвал — это «дирижер» клапанного оркестра. На нем есть кулачки (cams), которые последовательно нажимают на каждый клапан, открывая его, пока кулачок «верхушкой» не уйдет дальше, освобождая клапан и давая ему вернуться в закрытое положение под давлением пружины. В классической схеме (OHV) распредвал стоит в блоке, толкатели и штанги передают движение к коромыслам, которые нажимают на клапаны. В OHC-системе распредвал переместили наверх, в головку блока, чтобы было меньше деталей между кулачком и клапаном — так мотор может работать на более высоких оборотах.

Толкатели: передача движения

Если двигатель с нижним распредвалом (OHV), толкатель (tappet) сидит прямо над кулачком. Поднимаясь, толкатель клапана двигает штангу и коромысло, которое открывает клапан, то при верхнем распредвале движение может передаваться почти напрямую, иногда через короткую «пятку» или «кулачок»-рычаг. Важный момент: должна сохраняться небольшой зазор, чтобы клапаны точно закрывались при нагреве и не «подгорели» от неплотного прилегания.

Ремень или цепь ГРМ

Чтобы распредвал вращался синхронно с коленвалом, двигатель использует ремень ГРМ или цепь ГРМ. Ремень чаще всего зубчатый и внутри скрыт под защитным кожухом, цепь похожа на велосипедную — она прочнее, но может быть чуть шумнее. Если ремень или цепь изнашиваются, углы открытия клапанов меняются, что резко снижает мощность. А при обрыве ремня некоторые моторы получают серьезные повреждения, так что лучше не затягивать с заменой.

Если заметили шумы в районе клапанного механизма, снижение тяги или проблемы с пуском, имеет смысл проверить распредвал, толкатели и привод ГРМ. Все эти детали, включая распредвалы, толкатели, ремни ГРМ и цепи ГРМ, можно найти на Takar.com.ua. Своевременная замена или ремонт помогут мотору работать ровнее и дольше, сохраняя мощность и экономию топлива.