Как избежать перегрева тормозов в горах и городских пробках

Жарким летом автомобилисты Украины вынуждены решать проблему защиты тормозной системы. В больших городах она перегревается в пробках. Поехали отдыхать в горы — приходится постоянно следить за охлаждением тормозов на длинных и крутых спусках. Разберёмся, как не допустить перегрева тормозов в горах и городских условиях.
Что угрожает тормозной системе в пробках в жару

В часы пик водители часто экстренно тормозят. Из-за этого тормозная жидкость (ТЖ) может закипать. То же происходит при постоянном торможении на спусках.
Этого не произойдёт, если:
- тормозная система в порядке;
- тормозную жидкость недавно заменили;
- используется качественная жидкость;
- уровень жидкости не опустился до минимума.
Старая ТЖ впитывает влагу — до 2–3% в год. Это снижает температуру кипения (DOT 3 — 205°C, DOT 4 — 230°C). При 3,5% влаги кипение начнётся на 30% раньше. Жидкость пенится, в ней образуются пузырьки, пропадает плотность. Педаль тормоза «проваливается» — тормоза отказывают. Это крайне опасно.
5 этапов самостоятельной проверки тормозной системы
- Проверьте уровень тормозной жидкости. Очистите горловину бачка. При необходимости — долейте или замените жидкость.
- Проверьте вакуумный усилитель тормозов.
- Оцените ручной тормоз. Он должен удерживать автомобиль на уклоне.
- Проверьте состояние тормозных колодок.
- Осмотрите тормозные диски.
Проверка уровня и состояния тормозной жидкости

Откройте капот, загляните в бачок: жидкость должна быть прозрачной или слегка жёлтой и находиться между отметками MIN и MAX. Если она потемнела — замените. Уровень проверяйте ежеквартально, состояние — при каждом сезонном ТО.
Как понять, что пора менять колодки

- Работает датчик износа — механический (скрипит) или электронный (горит лампа);
- На дисках появился толстый налёт тормозной пыли;
- Педаль вибрирует — колодки изношены или диск деформирован;
- Педаль реагирует слишком мягко — возможен воздух в системе;
- Видны трещины, неравномерный износ, утечки жидкости у суппорта.
Как оценить степень износа тормозных дисков

- Автомобиль тормозит рывками — диск искривлён;
- Педаль проваливается — проверьте диск после исключения других причин;
- Слышна вибрация или скрип — возможно, диск повреждён;
- Бьёт руль — диск деформирован, возможно есть борозды.
Проверяйте диски с помощью штангенциркуля, контрольных меток или микрометра. Если износ критический — замените диск, чтобы избежать разрушения при экстренном торможении.
Как обеспечить безопасность торможения летом

- Откажитесь от агрессивного вождения, резких манёвров, ускорений;
- Держите дистанцию — это поможет предсказать ситуацию на дороге;
- Используйте торможение двигателем — переключайтесь на пониженную передачу;
- Снижайте скорость перед крутыми поворотами;
- Применяйте все доступные тормозные режимы в горах;
- На спусках избегайте частого торможения.
Как улучшить охлаждение тормозов
- Регулярно проверяйте состояние тормозов;
- Не перегружайте автомобиль без необходимости;
- Используйте полуметаллические или керамические колодки;
- Выбирайте тормозную жидкость с высокой температурой кипения;
- Оптимизируйте систему воздухозабора;
- Ставьте тормозные диски с вентиляцией;
- Устанавливайте тормозные радиаторы.
Даже без дорогих доработок можно добиться надёжной работы тормозной системы. Анализируйте свои привычки вождения, проводите профилактику и не экономьте на безопасности — это всегда окупается.