Как защитить шины от перегрева и преждевременного износа

Когда в Украину приходит лето, становится так жарко, что асфальт на дорогах плавится. А ездят автомобили значительно больше, чем зимой, эксплуатируются интенсивнее. Автомобилистам приходится решать такие проблемы, как перегрев шин и ускоряющийся из-за него износ протектора. Рассмотрим, как уберечь покрышки, что можно для этого сделать.

Каким должен быть температурный режим для шин

Когда средняя дневная температура поднимается выше 7°С, автомобилисты Украины меняют зимнюю резину на летнюю. Она не настолько подвержена перегреву за счет меньшего содержания каучука. Отличается и другими особенностями:
глубина протектора - меньше, рисунок - не настолько рельефный и куда более разнообразный;
плечевые зоны - жестче;
ламели, шипы присутствуют только в центральной зоне протектора;
в центральной зоне - одна или несколько глубоких канавок.
Эти отличия позволяют летним покрышкам лучше сцепляться с дорожной поверхностью. Поэтому автомобиль с летней резиной:
может развивать большую скорость;
хорошо управляем;
обретает курсовую устойчивость;
не подвержен аквапланированию на мокрых дорогах.
Летние покрышки приспособлены к температурным особенностям сезона. Но создавать для них экстремальные условия - нерационально.

Из-за чего может подняться температура шин

Зимние и летние - приспособлены для эксплуатации в определенных условиях. Поэтому они должны использоваться в соответствующем температурном диапазоне. Из-за чего эти рамки могут нарушаться для летних шин:
выбрали покрышки с чрезмерно мягким составом смеси, который не способен выдержать постоянных испытаний жарой;
конструкция оказалась неудачной. Например, из-за рисунка протектора, которому явно не достает агрессивности;
водитель чрезмерно привержен вождению на высоких скоростях, дрифту, бернауту, часто сильно ускоряется и резко тормозит, слишком эффектно проходит повороты;
автомобиль часто перегружают, используют для перевозок с тяжелым прицепом;
повышение температуры под 40°С для Украины - не редкость. Соответственно нагревается и поверхность дороги. Это приводит к перегреву шин.
Одна из задач автомобилиста, заинтересованного в том, чтобы покрышки отслужили весь отведенный им срок, сводится к тому, чтобы обеспечить им приемлемый температурный режим эксплуатации.

Чем грозит перегрев шин

Перегрелись по какой-либо причине - правильное давление не сохранится. Горячий воздух внутри колес станет расширяться, избыточное давление сделает шины перекачанными. При этом:
пятно контакта с дорожной поверхностью сократится. Жесткие боковины перестанут поддерживать центральную зону протектора, которой придется справляться с заметно возросшей нагрузкой;
пострадает подвеска, так как уменьшается пятно контакта. Оно гасит вибрации не столь успешно;
увеличится тормозной путь;
на неровной дороге растет риск, что на шине появятся трещины, грыжи, боковины - порвутся, протектор - отслоится.
С рисками, возникающими из-за перегрева покрышек, нельзя не считаться.

Нужна ли в Украине летом защита шин от солнца

Разговоры о глобальном потеплении то разгораются, то затихают. Летом в Украине об этом явлении вспоминают часто. Многие автомобилисты на полном серьезе начинают присматриваться к тому, как в странах жаркого Юга обеспечивают охлаждение колес. Их прикрывают картоном, когда машину ставят на стоянку. Есть ли смысл так делать в Украине?
Приведем две причины не заморачиваться:
Уровень УФ-излучения, высокие дозы которого стремительно разрушают резину, в Украине намного ниже, чем в странах, которые расположены поближе к экватору.
Если установили на летний сезон качественную резину, то в ней:
содержание компонентов, которым опасно УФ-излучение, меньше, чем в зимней;
присутствуют добавки, которые не позволят резине состариться под влиянием повышенной атмосферной температуры.
Ищете способы, как продлить срок службы шин, кардинально измените направление поиска. УФ-излучение летом никакой угрозы для них не представляет. Инфракрасное - другое дело, именно оно создает угрозу перегрева. Но защищать колеса нужно не только от инфракрасного излучения. Другие угрозы - намного серьезнее, они значительно сокращают сроки эксплуатации шин. Поэтому рассмотрим, как автомобилисты Украины справляются с ними, продлевая жизнь колесам.

Правильный уход за покрышками летом

Все начинается с покупки. Приобретаете новые или подержанные покрышки, проверьте, чтобы они подходили по параметрам, сверьтесь с руководством по эксплуатации. Вовремя меняйте сезонную резину, после чего:
отправьте снятые шины на хранение в надлежащих условиях;
регулярно, не реже раза в месяц, проверяйте давление в установленных. Это и к запаске относится. Помните, что проверка выполняется на холодных покрышках. Особенно важно выставлять оптимальный уровень давления для низкопрофильных шин, чтобы не пострадали колесные диски. Следите за показаниями датчиков давления в шинах. Снижения показателя на 0,5 бар от оптимального на мокром асфальте вдвое повышает риск аквапланирования;
поддерживайте давление, оптимально соответствующее дорожной ситуации;
меняйте колеса местами, не забывая о запаске. Так они будут более равномерно изнашиваться. Как часто это советуют делать? При сезонной “переобувке”, когда пробег достиг 5 000 км, 8 000 км, 10 000 км, 15 000 км. Мнения расходятся в зависимости от того, насколько интенсивно используют авто;
проверяйте углы установки колес - раз в год, балансировку - после того, как снимали шины или проехали 10 000-15 000 км;
избегайте дорог с неподходящим покрытием;
постарайтесь, чтобы колеса не ударялись в лоб по разного рода выступам, не контактировали с бордюрами;
не увлекайтесь динамикой и высокими скоростями, эффектным маневрированием. На шинах не зря указан индекс скорости. Goodyear заявляет, что износ покрышек на скорости 120 км/ч происходит вдвое быстрее, чем на 60 км/ч;
соблюдайте индекс нагрузки. Если на колесе указано 80, то загруженный автомобиль не должен весить более 1 800 кг. Перегрузили машину на 20%, шины прослужат на 30% меньше;
контролируйте состояние подвески, ее компонентов. Не заменили вовремя амортизаторы - протекторы покроются буграми, вмятинами. Ускоренное истирание передней кромки протекторов - следствие того, что износились подшипники ступицы, сайлентблоки, шаровые опоры;
следите за состоянием обода, чтобы не деформировались закраины, не распространилась ржавчина, колпачков, резиновых вентилей;
колеса нужно держать в чистоте не только по эстетическим соображениям. Распространенный способ очистки, под сильным напором воды, использовать не стоит. Применяйте очистители для шин и дисков. Тереть грубой тряпкой, значит, пройтись по поверхности диска абразивными частицами, поцарапать;
не в порядке тормозные колодки - на колесных дисках запечется выброшенная ими при сильном трении о тормозные диски пыль;
провели мойку, нанесите специальные полироли, средства, которыми чернят резину.
Перечень мер по защите летних шин получается внушительный. Но соблюдать их вовсе не сложно.

Хранение шин

Балкон, кладовка, гараж - не лучшие места. Michelin предлагает считать оптимальными такие условия:
вентилируемое помещение, надежно защищенное от протекания крыши, появления луж;
температурный диапазон, суженный до 20-25°С;
уровень влажности - 55-65%.
Чтобы не слишком отклоняться от этих показателей, стоит воспользоваться крытым паркингом, услугой сезонного хранения.
Как полагается хранить шины:
на дисках - подвесить или положить по одной (максимум - пару);
без дисков - вертикально. Время от времени меняйте точку опоры, поворачивайте покрышку.
Ошибки при хранении заметно сокращают срок эксплуатации.

Когда нужно заменить шины на новые

Как правило, производители рекомендуют не пользоваться шинами более 6 лет. Даже если они выглядят вполне исправными. Процесс старения необратим, компоненты смеси утрачивают изначально присущие свойства. Пользоваться такими покрышками становится рискованно.
При выявлении каких признаков следует без задержек перейти на новые летние шины:
глубина рисунка протектора - меньше 1,6 мм. Насколько это опасно? Разгонитесь до 100 км/ч, когда этот показатель равен 1 мм, въедете в лужицу глубиной аж 2 мм, пятно контакта с дорожной поверхностью окажется в 9 (!) раз меньше обычного;
на боковинах появились грыжи, глубокие порезы.
Осматривайте и внутреннюю сторону колес. Грыжа, которая возникает, если рвутся нити корда, может и там обнаружиться.
Как тщательно ни ухаживай за шинами, не все неприятности можно предусмотреть и предотвратить. Поддерживайте работоспособность покрышек по мере возможности, отслужили свое - замените. Не ставьте под угрозу безопасность.

Читайте также: Как защитить кузов от грязи, соли и коррозии