Когда в Украине случаются сильные морозы, то водители дизельных автомобилей нередко сталкиваются со значительными проблемами. Условия эксплуатации более экономичного, чем бензиновое авто, дизеля ухудшаются, сильнее проявляется его капризность. Чтобы отправиться в дорогу, важно знать, как заводить дизель зимой, как подготовить автомобиль к зимнему сезону.
Как правильно заводить дизель зимой
За то, чтобы дизельный двигатель завелся и заработал отвечают свечи накаливания. Повернули ключ зажигания, на приборной панели 2-5 секунд горит символ, обозначающий, что они заработали. Продолжительность свечения символа, чаще всего - спирали, зависит от того, насколько охладился двигатель. Погас, включаете стартер. На автомобилях, у которых вместо ключа зажигания применяется кнопка, запуск дизеля в мороз регулируется системой управления. Она самостоятельно определяет, сколько должно пройти времени, прежде чем настанет пора переходить к включению стартера.
Запуск не должен вызывать проблем, если правильно выбрали для зимнего сезона дизтопливо и масло. Тем не менее, дизельный двигатель может не запуститься холодной украинской зимой по нескольким причинам:
- неисправность стартера, свечей накаливания, топливного насоса, форсунок;
- разрядилась АКБ;
- в топливную систему проник воздух;
- упал уровень компрессии в цилиндрах.
Этих неприятностей можно избежать без особого труда. Достаточно уделить должное внимание подготовке дизельного двигателя к зимнему сезону и обслуживать его, как следует, когда наступит похолодание.
Как избежать проблем с запуском дизеля в морозы
Чтобы избавиться от необходимости постоянно решать, как завести дизель в морозы, принимаем превентивные меры:
- утепляем двигатель. Не обязательно тратиться на покупку специального автоодеяла. Сшейте его, исходя из размеров подкапотного пространства. Понадобится стойкая к износу и невоспламеняющаяся ткань. Она прошивается огнестойкими нитями, внутрь кладем наполнитель - минвату;
- ставим жидкостный или электрический предпусковой подогреватель. Учтите, что если установите такой, что работает на солярке, может возникнуть та же проблема, что и с дизельным двигателем. Случается, что дизтопливо замерзает в камере подогревателя, так что придется спасать самого “спасателя”;
- применяем антигель-присадку к дизельному топливу. Отметим, что производители автомобилей выступают против этого категорически;
- проверяем с помощью мультиметра, в каком состоянии находятся свечи накаливания. Если нужно заменить, то рекомендуется установить новый комплект, а не по отдельности;
- грамотно подбираем и обслуживаем АКБ. Если нужно - меняем;
- проверяем топливный фильтр. Возможно, что настало время заменить.
Приведенные меры помогут предотвратить возникновение сложностей при зимнем запуске дизельного двигателя.
Особенности ухода за дизельным двигателем зимой
Грамотно провели предсезонную подготовку, проблем с запуском дизеля в морозы возникать не должно. Разумеется, если уделять ему должное внимание. В первую очередь, заправлять зимним дизтопливом. Оно обладает несколько меньшей плотностью, чем летнее. Отличается повышенной текучестью. Наличие в составе зимней солярки специальных присадок позволяет резко снизить значение температуры, при которой ускорится кристаллизация парафинов. Именно из-за этого процесса солярка зимой склонна замерзать.

Когда используете качественное зимнее дизтопливо, можете не сомневаться: вероятность того, что солярка замерзнет, близка к нулю. Скорее снег в Египте выпадет. Настолько сильные холода в Украине случаются не чаще, чем раз в несколько лет. И держится такая погода совсем недолго.
Также стоит уделить внимание выбору масла для дизеля, чтобы было маловязким, с повышенной текучестью. Контролируйте состояние свечей накаливания, топливного фильтра, уровень заряда АКБ, масла и компрессии в цилиндрах - запуск дизельного двигателя зимой пройдет легко.
Как правильно прогревать дизель в холодную погоду
Греть, не греть, сколько греть - водители по этому поводу спорят каждую зиму. Производители, как известно, рекомендуют вообще не заниматься прогревом дизельного силового агрегата. Доводы сторонников прогрева дизеля перед запуском в холодную погоду представляются резонными:
- он работает, испытывая большую нагрузку, чем бензиновый. Поэтому похолодание сказывается на нем сильнее. Не прогреваете дизель, сокращаете его ресурс, ведь придется тратить дополнительно энергию на устранение люфтов, зазоров, возникающих в металлических соединениях под воздействием холода;
- когда столбик термометра опускается ниже -20, даже маловязкое масло загустевает. Не прогреете - затрудните работу масляного насоса, рискуете забить масляный фильтр;
- нельзя исключать вероятность, что солярка замерзла. Непрогретый двигатель запустился, проехали несколько сотен метров и заглох. Остатки горючего в системе закончились, а свежее - не проходит через фильтр, в котором накопился парафин;
- трансмиссионное масло в холодную погоду склонно загустевать. Не прогрели двигатель - ускоряете износ коробки передач;
- комфортнее и безопаснее управлять автомобилем, избавленным от обледенения стекол;
- приятнее садиться в теплый салон.
Представляется разумным придерживаться компромиссного варианта - сочетать прогрев на месте и в движении. Ведь чрезмерное пристрастие к прогреву дизеля на холостом ходу и экологии вредит, и ощутимо бьет по бюджету владельца автомобиля. Жжете топливо, расходуете ресурс силового агрегата. Начать движение представляется возможным, когда двигатель прогреется до 40-50 градусов. Для этого достаточно 5-10 минут прогрева. Тронулись, первую пару километров двигайтесь плавно, резко не ускоряйтесь и не тормозите. Выдерживайте обороты на уровне 2000-2500, используйте повышенные передачи. Таким образом вы дадите прогреться, как следует, двигателю, трансмиссии, ходовой части.
Как предотвратить поломки дизельного двигателя зимой

Грамотная подготовка к зимнему сезону, своевременное внимание к работе систем дизельного автомобиля позволяют предотвратить появление проблем с его запуском в холодную погоду. Чтобы силовой агрегат служил подольше, не ломался зимой, советуют придерживаться трех простых правил:
- Не забывайте, что дизель зимой куда более капризен в обслуживании, чем бензиновый мотор. За преимущества (экономичность, быстрое достижение высокого крутящего момента, повышенный ресурс) в большей степени приходится расплачиваться именно в морозы.
- Откажитесь от динамичного стиля движения. Частые ускорения, торможения зимой дизельному двигателю не показаны. Выдерживайте крейсерскую скорость значительно ниже той, к которой привыкли летом. Форсируйте двигатель, чтобы очистить, лишь изредка и кратковременно.
- Не глушите мотор без необходимости, чтобы не дать остыть топливу, маслу, разрядиться аккумулятору. Остановились, пусть двигатель некоторое время поработает. Это позволит продлить ресурс турбин.
Дизельный двигатель зимой требует большей заботы. Но хлопот с ним не так уж и много, если все делать вовремя и на совесть. Потраченное время и деньги окупаются сторицей - дизель зимой не барахлит, сполна проявляет свои достоинства.
Читайте также: Какие аксессуары для автомобиля пригодятся зимой?