Замечаете, что при поворотах крен стал больше? Проехали по неровной дороге, а кузов еще какое-то время раскачивается? Набрали скорость, а авто рыскает, не держится на выбранном курсе? Все это означает, что амортизаторы пора заменить. За рулем хочется комфорта. Иногда большего, чем заложил автопроизводитель. Приходится выяснять, какие амортизаторы мягче, как совместить манеру вождения и комфорт.
Как работают и как устроены автомобильные амортизаторы

Это обязательные элементы конструкции авто, которые позволяют подвеске прослужить подольше и обеспечивают должный уровень управляемости и комфорта. Установка амортизаторов нацелена на то, чтобы выполнять две основные задачи:
- Замедлить сжатие/отбой пружин/рессор.
- Погасить колебания, которые возникают в результате функционирования пружин/рессор, обеспечить плавность, мягкость движения.
Конструкция может быть одно- или двухтрубной. Исходя из рабочего вещества, амортизаторы делят на гидравлические и газовые. Поршень перемещает рабочее вещество (воздух, газ, как правило, азот, масло). Конструкция поршня предусматривает наличие перепускных клапанов. Модели амортизаторов могут весьма значительно отличаться и по их количеству, и по диаметру сечения.
Автомобилисты нередко спорят, какие амортизаторы мягче, масляные или газомасляные. Практически на всех современные авто устанавливают устройства именно таких конструкций. Газомасляные в обиходе часто именуют газовыми, что порождает путаницу. Газовые модели в действительности встретишь редко. Они стоят дорого, поэтому находят спрос только у тех автомобилистов, которые участвуют в гонках. В спорах стороны приводят весомые (и не очень) аргументы, доказывают, почему выгоднее использовать масляные устройства или газомасляные. Попробуем разобрать, как обстоят дела, в чем одни модели лучше других, а в чем - уступают им.
По сути, бесконечный спор о том, какие амортизаторы мягче, масляные или газовые, особого смысла не имеет. Ведь при этом совершенно не принимают во внимание основной параметр, которым определяется мягкость/жесткость. Речь идет о диаметре сечения перепускных клапанов. Именно от этого главным образом зависит, насколько мягким или жестким окажется амортизатор.
Масляные амортизаторы: преимущества и недостатки

Начнем разбор спора, какой амортизатор мягче, газовый или масляный, с перечисления сильных сторон гидравлического устройства:
- Низкая сжимаемость рабочей жидкости позволяет отменно гасить колебания. Это полезнейшее свойство поддерживается еще и перетоком масла из камеры в камеру.
- Рабочая жидкость находится под незначительным давлением, что способствует созданию комфортных для автомобилиста условий движения.
- Производство обходится дешевле, поэтому стоимость масляных амортизаторов ниже, чем прочих.
- Можно ремонтировать, продлевая срок эксплуатации.
Восхищаясь тем, какие масляные амортизаторы мягкие, недорогие и ремонтопригодные, нельзя обойти их слабые стороны:
- под нагрузкой рабочая жидкость нагревается, пенится, случается, что и закипает. Из-за этого резко ухудшаются эксплуатационные характеристики, колебания гасятся хуже или даже вовсе не гасятся;
- уменьшение объема воздуха в компенсационной камере приводит к аналогичному отрицательному эффекту;
- на неровных дорогах поршень амортизатора движется интенсивнее, поэтому масло может насыщаться воздухом. Что приводит к ухудшению его рабочих свойств;
- в холодную погоду масло загустевает, падает скорость перетока рабочей жидкости. Подвеска воспринимается значительно жестче, пока масло не прогреется.
Недостатки масляных амортизаторов проявляются только в экстремальных условиях. Если не допускать попадания в такие ситуации, то по любым дорогам можно ездить с комфортом.
Газомасляные амортизаторы: преимущества и недостатки

Разбираем, какие амортизаторы мягче, газовые или масляные, чем первые отличаются в лучшую сторону:
- Служат дольше масляных. Разница составляет 30-40%. Это с учетом того, что эксплуатируют их в более жестких условиях.
- Позволяют эффективно управлять автомобилем, который движется на высокой скорости.
- Входя в повороты, ощущаете малый крен.
- На скользкой дорожной поверхности невысока вероятность аквапланирования.
- Не зависят от температурных перепадов “за бортом”.
Более высокая жесткость газомасляных амортизаторов приводит к тому, что они предоставляют меньший комфорт при движении. На неважном дорожном покрытии не могут уберечь элементы подвески от ускоренного износа. И стоят подороже масляных.
Компенсируются эти недостатки тем, что автомобилисты ставят газомасляные амортизаторы в расчете на то, что станут ездить по хорошим дорогам. Извлекают при этом преимущества таких устройств, получают удовольствие от высоких скоростей и динамики.
Как выбрать амортизаторы
Настало время заменить, учитывайте не только то, какой амортизатор мягче, а сразу несколько важных обстоятельств:
- как предпочитаете водить машину, динамично или спокойно;
- по каким дорогам пролегают маршруты;
- ставите на новый автомобиль или сильно подержанный, у которого жесткость кузова уже далеко не та, что изначально;
- что рекомендует устанавливать производитель, какие параметры он задал.
По поводу параметров амортизатора стоит побеседовать с продавцом. Поинтересоваться количеством перепускных клапанов, диаметром их сечения. Это влияет на мягкость/жесткость амортизаторов в куда большей степени, чем то, газомасляные они или газовые. Многие украинские автомобилисты предпочитают ставить амортизаторы чешской фирмы Starline. Они надежны, прошли проверку на дорогах Украины, стоят значительно дешевле, чем продукция ведущих мировых брендов.
Читайте также: Как избежать аварий в гололед?