После зимнего сезона автомобилисты Украины привычно выделяют время на техобслуживание Тем, у кого авто с пробегом, проблем, как правило, приходится решать побольше. Одна из них: требуется ли заправка кондиционера перед летом или без нее пока можно обойтись? Стоит иметь представление о том, как сделать, чтобы автокондиционер служил надежно и долго, обеспечивал должный комфорт, не требовал особых затрат.
Что включает обслуживание климатической системы

Климат-контроль будет работать без сбоев, если системно заботиться о нем. В рамках обслуживания климатической системы принято выделять несколько этапов:
- Первичная диагностика кондиционера сводится к внимательному визуальному осмотру. Проверяем, не распространилась ли коррозия, не потрескались шланги, не появились повреждения вследствие механических воздействий.
- Проверяем, герметична ли система. Для этого понадобится повысить в ней давление.
- Выполняем ремонтно-профилактические действия — устраняем повреждения, меняем фильтр салона, изношенные детали.
- Проводим вакуумирование. Удаляем старый хладагент, воздух, масло, примеси.
- Выполняем заправку — заливаем хладон, масло.
- Тестируем заправленную систему.
То, что перечислено для трех первых этапов, большинство автомобилистов Украины выполняет самостоятельно.
Типичные неисправности автокондиционера
Понятно, что в системе охлаждения салона, как и в любой другой, случаются поломки. Что обычно выходит в ней из строя, чему нужно уделять больше внимания при визуальном осмотре:
- Трубки кондиционера подвержены коррозии.
- Сальники становятся неэластичными.
- Прокладки, резиновые шланги рассыхаются, расслаиваются.
- Уплотнители изнашиваются, рвутся вследствие механических повреждений.
Каждая из перечисленных неисправностей разгерметизирует систему охлаждения. Хладон вытекает из нее. Пока утечки незначительны, особой опасности нет. Когда они возрастают, то компрессор кондиционера уже не может охлаждаться как следует. Возникшие из-за этого перегрузки ускоренно вызывают неисправность компрессора. Он недопустимо перегревается и заклинивает. Такая опасность становится все более вероятной, когда нехватка хладагента в системе приближается к 20%.
До такого лучше не доводить, так как замена компрессора кондиционера обойдется в кругленькую сумму — до половины стоимости системы в целом.
Как определить, когда заправлять автокондиционер

Купили новый автомобиль — с заправкой хладагента (его привычно именуют фреоном, хотя используют и другие названия торговых марок — тетрафторэтан, к примеру) можно повременить пару-тройку лет. Максимально допустимый промежуток между заправками системы охлаждения — 3–5 лет. Для авто с пробегом такой срок использовать рискованно. В Украине владельцы авто, которые уже отбегали 6 лет и более, меняют хладон не реже раза в год.
Чтобы определить, пора ли это сделать, выполняется элементарная проверка хладагента в кондиционере. Рядом с осушителем кондиционера находится окошко, в котором можно видеть, пригоден ли еще фреон в системе к использованию. Включаем охлаждение салона, доводим до максимального уровня. Смотрим, как изменился цвет хладона в окошке. Остался бесцветным — все нормально. Побелел, появились пузырьки — надо менять.
Признаки нехватки фреона

Хотя система автокондиционирования и герметична, утечка хладагента из нее все-таки происходит. Это летучая жидкость, а кондиционер, в которой она находится, постоянно подвергается суровым испытаниям:
- Вибрациям;
- Влиянию окружающей среды;
- Воздействиям химреагентов;
- Перепадам температуры.
Все это способствует естественному испарению и утечке хладона.
Провести диагностику и выполнить, при необходимости, незапланированную заправку советуют делать, когда:
- Автокондиционер не включается;
- Работа системы охлаждения сопровождается шипением, непривычными звуками;
- Температура воздуха из дефлекторов понижается очень медленно;
- Салон не охлаждается до нормального уровня;
- В салоне неприятно пахнет затхлым;
- Трубки с фреоном покрыты большим количеством смазочной жидкости;
- На внутренней поверхности блока образовался иней.
Зачем проводить антибактериальную обработку
Система кондиционирования в автомобиле позволяет ездить с комфортом. Однако ее работу нужно контролировать. Почувствовали в салоне сырость, затхлые запахи — это верный признак, что распространились болезнетворные микроорганизмы. Если не провести вовремя антибактериальную обработку системы кондиционирования, салона в целом, то весьма вероятным становится:
- Проявление аллергических реакций;
- Возникновение простудных заболеваний — закладывает нос, горло, мучают кашель, насморк и одышка. Нередко развивается пневмония, от последствий которой скоро не избавишься.
Выполнять антибактериальную обработку советуют не реже раза в год. Летом, особенно в условиях духоты и повышенной влажности воздуха, необходимость в ней может возникать и чаще.
Заправка автокондиционера: самостоятельно или в автосервисе?
Чтобы заправить, применяют полу- или автоматическое оборудование. Последовательно:
- Удалили старый хладон.
- Выкачали воздух.
- Проверили наличие утечек. Устранили, если нашли. Заодно удалили избыточную влагу, вероятные загрязнения.
- Заправили хладон, дополнили его маслом для кондиционера.
- Протестировали заправленную систему.
Заниматься этим самостоятельно непросто. Нужно располагать соответствующими инструментами, потратить некоторое время на выполнение работы, обладать специфическими навыками, точно определять, сколько залили хладагента. Заполните систему с избытком — она станет работать с перегрузкой, из-за чего могут быстро проявиться неисправности. Не долили — ставите под угрозу компрессор, ездите без привычного комфорта.
Расходы на профессиональную заправку кондиционера невысоки. Вдобавок получаете определенные гарантии, снимаете с себя ответственность и перекладываете ее на специалистов.
Что дает профилактика кондиционера

Быстренько провести визуальный осмотр, выполнить антибактериальную обработку, заменить салонный фильтр — на все это требуется немного времени и денег. Накануне летнего сезона проверьте на стенде в автосервисе, как обстоят дела с уровнем хладагента и смазки.
Эти действия позволят определить реальное состояние автокондиционера, не выпускать ситуацию из-под контроля. Возникновение неисправностей в системе охлаждения дешевле и безопаснее предупредить. Ремонтировать — обойдется куда дороже. Согласитесь, неприятно осознавать, что новые затраты на ремонт стали следствием собственной небрежности. Вовремя проведенная профилактика в большинстве случаев помогает избежать таких коллизий.
Своевременно обслуживаете кондиционер, вовремя меняете фреон — заметно снижается опасность, что откажут компрессор, испаритель, осушитель. Когда автокондиционер работает без сбоев, то можно гарантировать, что прослужит дольше.
Заправлять кондиционер автомобиля со значительным пробегом накануне летнего сезона — это одна из профилактических мер. Она позволяет снизить нагрузку на автокондиционер, продлить срок службы. И с комфортом ездить в летнюю жару.
Читайте также: Стоит ли заправлять кондиционер перед летним сезоном