Когда зимний сезон в Украине приближается к завершению, у автомобилистов возникает повод возобновить давний спор. Причина пререканий сводится к тому, так ли уж необходима балансировка колес после зимы, нельзя ли без нее обойтись. Немалая часть автомобилистов предпочитает сэкономить на услугах шиномонтажников. Рассмотрим, насколько целесообразно такое решение.
Влияние зимних условий на балансировку колес
Каким образом украинская зима способствует возникновению динамического и/или статического дисбаланса колес? (Он возникает, если ось вращения отклонилась от оси инерции. При этом покрышка в определенных местах становится легче. Чтобы устранить это явление, применяют балансировочные утяжелители, штампованные или литые).

Зимой причин для возникновения дисбаланса становится больше:
- неровности на дорогах скрыты снегом. Поэтому колеса нередко подвергаются неожиданным и сильным механическим воздействиям. Из-за этого возникают деформации, могут слететь балансировочные грузы;
- часто приходится наезжать на ледяные глыбы;
- на шины налипает загрязненный снег, из-за чего и вес меняется, хоть и ненамного, и протекторы мягкой зимней резины ускоренно изнашиваются;
- диски обледеневают, что добавляет нагрузки на колеса.
Неблагоприятные изменения постепенно нарастают. Когда вибрации руля становятся ощутимыми, ответ на вопрос, зачем балансировать колеса весной, становится очевидным.
Как зимние дороги влияют на резину и диски
Покрышки для зимы изготавливают таким образом, чтобы они не боялись низких температур и прочно сцеплялись с заснеженными поверхностями. Стоит проехать на зимней резине по сухим участкам, как протекторы начинают ускоренно истираться. Способствуют их неравномерному износу поездки по обледеневшим дорогам, необходимость преодолевать препятствия - сугробы, заносы, нередкие пробуксовки.
Это приводит к усиливающим вибрациям, не способствующим комфорту в поездках. И пониманию того, насколько велика важность балансировки шин.
Для дисков главную угрозу, пожалуй, представляют не ямы и ухабы на зимних дорогах, а соли в составе химических реагентов, которыми их посыпают, чтобы не обледенели. В сочетании с влагой соли создают условия, чтобы развилась электрохимическая коррозия. Поэтому важно постоянно очищать поверхность колес, почаще заезжать на мойку, применять очиститель колесных дисков.
Признаки нарушения балансировки колес
Каким образом проявляется дисбаланс колес после зимы? Набираете скорость и чувствуете, как в определенный момент начинает вибрировать рулевое колесо. Вибрация возникает в том случае, если отклонение в весе одного колеса достигло не менее 60-80 граммов. Это наиболее характерный признак, подсказывающий, что пора заняться балансировкой колес. К не столь очевидным признакам также стоит проявить внимание. Вполне вероятно, что виновна разбалансировка, когда:
- разогнались, а кузов авто завибрировал;
- автомобиль стал хуже управляться. Особенно отчетливо это проявляется, когда поворачиваете;
- увеличилось потребление топлива. Возможно, что из-за разбалансировки возросло сопротивление качению;
- шины износились;
- протекторы шин деформировались или сильно исказился рисунок протектора;
- движение стало сопровождаться отчетливым гулом, шумом, исходящим от колес.
Наблюдаете такие признаки, стоит проверить, из-за чего они могли появиться.
Процесс балансировки колес

Шиномонтажники, как правило, проводят динамическую балансировку колес, для чего используют специальный стенд. Последовательность действий такова:
- Колесо закрепляют на валу, быстрозажимная гайка - снаружи.
- Снимают старые утяжелители.
- Задают параметры, используя электронную линейку, и начинают процедуру.
- После остановки колеса фиксируют балансировочные утяжелители.
- Проверяют правильность проведения балансировки. На экране должен высветиться 0.
Не достигли результата сразу, процесс проводят повторно. Если нужного результата снова не достигли, ищут причину, почему так случилось.
Помимо динамической балансировки колес можно применить также ручную, финишную (к колесу поднятой машины крепят специальное устройство) или с применением балансировочных гранул. Первый способ признали устаревшим, остальные - обходятся дорого.
Когда и зачем делать балансировку после зимы
В каких случаях понадобится весенняя балансировка колес:
- меняете комплект шин на летний;
- биение руля стало ощутимым;
- деформировались диски;
- износились шины, требуется замена;
- влетели в глубокую яму, столкнулись с серьезным препятствием, что негативно сказалось на управляемости автомобиля;
- потеряли балансировочные утяжелители;
- колесам понадобился ремонт;
- автомобиль довольно долго не эксплуатировали;
- пробег после предыдущей балансировки достиг 15 000 - 20 000 км.
Не проводите за рулем много времени, балансировку колес достаточно проводить не чаще раза в год. Водите автомобиль без системы ABS агрессивно, резина истирается ускоренно, приходится чаще выполнять балансировку колес.

Подберите шиномонтаж, где добросовестно проводят процедуру. Грамотно выполненная балансировка позволяет комфортно и безопасно управлять автомобилем, продлить сроки эксплуатации элементов ходовой. Реже придется менять шины и диски, ремонтировать подвеску и рулевое управление.
Читайте также: Как подготовить автомобиль к весне: что проверить после зимы