Когда зима в Украине заканчивается, автомобилистов поджидают новые хлопоты. Близится подготовка авто к весне, которой никак нельзя пренебрегать. Зимние условия эксплуатации - серьезный вызов для всех систем автомобиля. Поэтому нужно оперативно выявить и устранить повреждения, заменить изношенные детали и узлы.
Проверка состояния кузова и антикоррозийных покрытий
Основную угрозу для автомобиля во время украинской зимы представляют не морозы и гололед, а реагенты, которыми посыпают дороги. Содержащиеся в них соли запускают бурную электрохимическую коррозию. Поэтому, устанавливая очередность, что проверить в машине после зимы, уделяем особое внимание кузову. Ведь он первым принимает на себя механические удары и может сильно пострадать от распространения коррозии.
Осмотр проводим после тщательно проведенной мойки, при хорошем освещении. Что нужно проверить:
- отыскиваем на наружной стороне отслоения антикоррозийного покрытия, ЛКП, сколы, трещины на бампере, капоте, крыльях, крыше, дверях, крышке багажника;
- проверяем скрытые зоны, подняв автомобиль. Уделяем внимание днищу, нижним сторонам порогов, внутренним - колесных арок;
- смотрим нет ли коррозии на тех участках, где на кузове есть соединения, особенно пристально - под резиновыми уплотнителями двери и багажника, на кромках бампера и крыльев;
- заглядываем под капот, чтобы убедиться, что коррозия не нанесла вреда радиатору, креплениям аккумулятора, кронштейнам, сварным швам.
По ходу проверки удаляем грязь, ржавчину, используем полироль для кузова, чтобы восстановить пострадавшие участки защитного покрытия
Замена зимней резины на летнюю

Почему важно вовремя перейти на летние шины? Потому что на них протекторы, на которых меньше ламелей, а канавки - мельче, чем на зимних. А резиновая смесь - значительно жестче. Поэтому они лучше приспособлены к тому, чтобы:
- надежно сцепляться с сухой дорожной поверхностью;
- обеспечивать управляемость, когда авто набирает высокую скорость;
- не допускать аквапланирования;
- выдерживать летнюю жару и воздействие нагревшегося асфальта.
Когда менять резину? Дождитесь, когда среднесуточная температура на протяжении недели не опустится ниже +5°С. Перед тем, как заменить, убедитесь, что летние покрышки еще не износились. Не рекомендуют пользоваться шинами, прослужившими более пяти сезонов, с сильными повреждениями, с глубиной протектора, уменьшившейся до 1,6 мм, со слишком неравномерным износом.
Проверка работы кондиционера
Пока температура не поднялась выше +5°С, систему кондиционирования не включишь. Потеплело, проверяете состояние авто после зимы, что нужно сделать, так это включить кондиционер, чтобы выяснить, все ли в порядке. Включили, услышали, как щелкнула электромагнитная муфта, как упали на время обороты двигателя, как пошел несколько минут спустя в салон холодный воздушный поток - все нормально. Что стоит сделать - провести антибактериальную обработку воздухопровода, испарителя, поменять фильтр салона. Этим меры воспрепятствуют появлению неприятных ароматов в салоне, распространению болезнетворных бактерий, грибков.
Не получилось запустить компрессор кондиционера, проверьте, не вытек ли фреон. Для этого осторожно надавливают на штуцер, который находится на толстой трубке. Если фреон не вытек, то проблему (оборвался провод, подгорели контакты, сгорела катушка муфты) устранить не так сложно. Если вытек, поищите места утечек. Придется ремонтировать систему кондиционирования, потом - заправлять фреоном.
Проверка состояния аккумулятора и электрооборудования

АКБ зимой подвергалась повышенным нагрузкам, поэтому логично проверить ее готовность к летнему сезону. Разные неполадки можно выявить шестью способами:
- Мультиметр позволит измерить напряжение без нагрузки (норма - 13,4 В) и с полной нагрузкой, обнаружить утечку тока, определить емкость.
- Пуско-зарядное устройство послужит вольтметром, даст возможность сравнить значение напряжения с нормативным (12 В).
- Нагрузочную вилку можно использовать в сочетании с зарядным устройством, чтобы измерить разряд (норма - не менее 10,2 В).
- Ареометр покажет плотность электролита.
- Уровень электролита (в обслуживаемых аккумуляторных батареях) проверяют мерной трубкой.
- Визуальный осмотр покажет, нет ли повреждений корпуса, загрязнений, окисления клемм.
Проверили аккумулятор, займитесь системой освещения:
- проверьте, все ли приборы исправны;
- в затемненном помещении поднимите капот при работающем двигателе и посмотрите, не искрит ли проводка;
- обработайте разъемы влагоотталкивающими средствами;
- неисправность генератора проявляется через ускорившуюся разрядку АКБ, появление шума, сопровождающего работу силового агрегата, снижение яркости фар;
- при проблемах с клеммами, контактами стартера не удается завести двигатель или он плохо запускается;
- свечи зажигания могли покрыться нагаром, замокнуть или исчерпать ресурс.
Диагностика аккумулятора, системы освещения после зимнего сезона важна, ведь они работали в сложных условиях.
Осмотр тормозной системы

Запланировали весенний осмотр автомобиля, тормозам обеспечьте особое внимание:
- заглушите двигатель, проверьте ход тормозной педали. Она должна остановиться почти сразу. Если чувствуете, что залипает, придется выяснять причину;
- загляните в бачок, оцените уровень тормозной жидкости, состояние - не помутнела ли, нет ли осадков;
- поднимите авто, чтобы осмотреть тормозные диски (в каком состоянии поверхности, нет ли деформаций, металлических следов в черном налете), тормозные колодки (насколько изношен фрикционный слой).
Зимой тормозная система подвергалась двум основным опасностям. Загрязнения от влаги, солей из химреагентов нужно устранить - это проще. Последствия эксплуатации в щадящем режиме могут быть не менее вредными, чем при повышенных нагрузках. Они еще и проявляются непредсказуемо.
Обслуживание подвески и рулевого управления

Зимой им приходилось часто сталкиваться с перегрузками. Поэтому проверка машины после зимнего сезона предполагает особое внимание к многочисленным резинометаллическим, пластиковым деталям и шаровым соединениям:
- вкладышам шаровых соединений;
- втулкам стабилизаторов;
- пыльникам амортизаторов и ШРУСов;
- сайлентблокам;
- шарнирам.
Надрывы, трещины, потеки технических жидкостей, следы запотевания - явные признаки того, что детали пора заменить.
Типичные неисправности подвески проявляют себя так:
- наехали на препятствие - застучали, заскрипели шаровые опоры;
- авто начало хуже управляться, рыскать, раскачиваться, дребезжать на неровностях - налицо неполадки стоек или/и амортизаторов;
- набираете скорость и слышите, как исходящий от колеса на передней оси шелест переходит в подвывание - нужно заняться ступичными подшипниками;
- все сильнее становится гул, когда набираете скорость - забарахлил подшипник полуоси;
- поворачиваете руль, отчетливо слышно, как захрустели ШРУСы;
- трогаетесь, тормозите на заднеприводном авто - стук означает неисправность тяги заднего моста. Другой признак, указывающий, что ее надо заменить - заднюю часть слегка уводит, когда ускоряетесь.
Выехали на неровную дорогу, а от рулевого управления исходит стук, схожий с тем, что издают неисправные шаровые опоры - придется заменить рулевые наконечники и тяги. Устранить причину стука, который появляется при поворотах руля, несложно. Отрегулировали, смазали рулевой вал и проблема с редуктором исчезла.
Чем тщательнее готовите автомобиль к наступлению теплых дней, тем выше вероятность, что он не доставит особых хлопот летом!
Читайте также: ТОП-7 причин, почему ваш автомобиль плохо заводится зимой