Когда зима в Украине заканчивается, автомобилисты с нетерпением ожидают, когда же станет по-настоящему тепло. Многие проблемы с эксплуатацией и обслуживанием авто с окончанием холодов отступят. Зато каждый год возникает требующий решения вопрос, нужна ли замена тормозных колодок весной или ее можно на некоторое время отложить.
Как зима влияет на тормозную систему
Холодная пора года приносит определенные трудности. Эксплуатируя тормозную систему автомобиля, приходится считаться с:
- гигроскопичностью тормозной жидкости. При перепадах температур в нее может проникать влага. Это резко снижает эффективность действия тормозов, они срабатывают с определенным запаздыванием;
- повышенной влажностью и воздействием агрессивных химреагентов. В таких условиях может ускоренно распространиться электрохимическая коррозия;
- возможным образованием наледи на механизмах. Она способна замедлить или даже заблокировать действие тормозной системы;
- перегревом тормозов из-за частого и интенсивного использования;
- ускоренным разрушением тормозных магистралей;
- вероятными неполадками в работе систем ABS и ESC;
- попаданием грязи на ходовую часть. Из-за этого может не столь эффективно выполняться торможение, замерзнет ручной тормоз.

Учитывая все сложности эксплуатации авто зимой, нет смысла приводить массу аргументов, почему важно менять тормозные диски вовремя. Нагрузка на тормозную систему зимой возрастает, поэтому стоит особо побеспокоиться о безопасности.
Признаки износа тормозных колодок и дисков
Зимой тормозная система авто работает с повышенной нагрузкой. И условия эксплуатации сильно усложняются. Естественно, что тормозные диски, тормозные колодки подвергаются ускоренному износу.
После интенсивного использования в течение долгой зимы обязательно нужно убедиться, требуется ли незамедлительная замена колодок перед весной. Что можно считать бесспорным свидетельством неполадок в тормозной системе:
- тормозите и слышите шум, свист. Причиной может быть значительное распространение коррозии на тормозном диске, его деформация (ее вызвал локальный перегрев), использование тормозных колодок низкого качества или то, что они износились;
- у тормозной педали нет свободного хода. Это происходит из-за того, что неправильно настроили вакуумный усилитель или в главном тормозном цилиндре сломалась пружина (либо случилось замятие поршня);
- увеличился ход педали тормоза. Это может быть вызвано тем, что повредили тормозной диск (или несколько) или в тормозную систему проникает воздух, или повредились, износились прокладки, шланги главного тормозного цилиндра, или в колесных цилиндрах происходит утечка рабочей жидкости;
- чтобы затормозить, приходится сильнее нажимать на педаль. Как правило, это происходит потому, что повредили шланги или отказал вакуумный усилитель, или замялись цилиндры суппорта. Реже случается, что виновником возникновения проблемы оказывается низкое качество колодок. Или то, что они (либо поверхности диска, барабана) сильно загрязнились.
Заметили перечисленные тревожные признаки, отреагировать стоит немедленно.
Подготовка тормозной системы к теплому сезону

Когда зима прошла, для автомобилистов наступает новый сезон. Хоть и не настолько сложный, но подготовка тормозной системы к весне требуется. Что стоит сделать:
- меняете шины, посмотрите, насколько износился фрикционный слой колодок (достиг 3,5 мм - пора заменить!), нет ли на дисках борозд, круговых царапин, металлической стружки;
- убедиться, что тормозная жидкость не помутнела, не содержит осадка, ее уровень не снизился;
- осмотреть тормозные шланги. Появление потертостей, трещинок, потеря эластичности, перекрученность, ощущение влажности при прикосновении - все это подсказывает, что шланги стоит заменить;
- глянуть, нет ли после долгой стоянки под днищем мокрых пятен. Увидели, значит, тормозные цилиндры не в порядке.
Проверили тормозную систему накануне весны, устранили неисправности, ездить станет безопаснее.
Советы по выбору запчастей
Проверили, насколько тормоза и диски для весны готовы, наметили, что нужно привести в порядок, действуйте системно. Покупать надежнее у проверенного продавца, тогда можно не беспокоиться, что тормозная система подведет. Как не ошибиться при подборе тормозных колодок:
- покупайте продукцию известных в Украине брендов;
- показатели коэффициента трения должны быть в диапазоне 0,25 - 0,50, рабочей температуры - хотя бы до 350°C (этого хватит для поездок по городу);
- определитесь, какой фрикционный материал предпочтительнее. Керамика, полукерамика, органика обеспечивают отсутствие шумов, полуметаллический состав - надежен, долговечен и недорог;
- уделите внимание товарному коду, маркировке, упаковке, логотипу. Это позволит выявить не самую искусную подделку;
- проведите внешний осмотр. Плотное прилегание фрикционного слоя к основе, отсутствуют трещины, сколы - это хорошие признаки, они свидетельствуют о качестве колодок.
Рационально колодки и диски устанавливать от одного производителя, хотя и не обязательно. Нельзя забывать, что меняют колодки попарно. Установили, продиагностируйте на участке, где нет движения, чтобы привыкнуть.
Читайте также: Как поменять барабанные тормозные колодки