Когда в Украине заканчивается лето, условия эксплуатации автомобиля меняются довольно-таки существенно. Поэтому автомобилистам приходится всерьез готовить машину к поездкам в изменившихся условиях. Один из наиболее важных аспектов подготовки авто, что проверить в тормозах осенью. Внимание нужно уделить не только автомобилю. Водителю также следует настроиться определенным образом, совершенствовать навыки управления машиной, торможения на мокрой от дождя дороге.
Как ведут себя тормоза в дождь

В дождливую погоду автомобилю грозят разные неприятности:
- резко ухудшается видимость, может стать недостаточной;
- через воздухозаборники вода проникает в воздушный фильтр. Он за лето, как правило, сильно забивается грязью. С попаданием влаги доступ воздуха к двигателю сильно затрудняется. Еще опаснее, что капли могут добраться до камеры сгорания, что приведет к гидроудару;
- влетели в глубокую яму, скрытую лужей, вред можете нанести не только из-за попадания воды в воздушный фильтр. Нередко случается, что разрубает шину, деформируется или вовсе разваливается колесный диск, гнется рычаг подвески, страдают элементы рулевого управления;
- проехали через лужу, вода залила катушки зажигания, двигатель заглох.
Тяжко приходится тормозам в дождь, ведь сцепление с дорожной поверхностью ослабевает, тормозной путь увеличивается примерно на треть. На каждой луже автомобиль слегка разворачивает, уводит в сторону. Если лужи следуют одна за другой, уводит настолько сильно, что может занести машину. Столкнувшись с эффектом аквапланирования, многие водители реагируют так резко, что автомобиль неконтролируемо заносит.
Поэтому, когда готовитесь отправиться в путь дождливой украинской осенью:
- убедитесь, что шины не износились. С водоотводными канавками, глубина которых менее 1 мм, вероятность аквапланирования возрастает едва не до 100%;
- проверьте тормозную систему;
- учтите, что на разных покрытиях сцепление с мокрой поверхностью различается. Опаснее всего ездить по разъеженному мягкому асфальту и булыжной мостовой;
- помните о возросшей протяженности тормозного пути и ухудшившейся видимости. Безопаснее ехать медленнее привычного и вдвое увеличить дистанцию. Тогда успеете затормозить вовремя и без неприятных последствий;
- сконцентрируйтесь. В плохую погоду за рулем нужно быть намного внимательнее. И дорога хуже, и видимость, и другие участники движения чаще действуют неадекватно ситуации.
Чтобы тормозная система во время осенних дождей не подвела и не снижался приемлемый уровень безопасности, позаботьтесь о ее исправности.
Осенняя диагностика тормозной системы

Можно отложить осеннюю диагностику тормозов до того времени, когда станете переходить на зимнюю резину. Так проще, доступ открывается. Предвидите, что придется немало поездить под осенними дождями, лучше заняться профилактикой пораньше. Времени это займет сравнительно немного. Значительную часть проверки займет банальный и незатруднительный визуальный осмотр. Зато будете уверены, что тормоза на скользких осенних дорогах, покрытых грязью и палой листвой, не подведут.
Тормозная жидкость
Открываем капот, находим бачок тормозной жидкости. Нормальный уровень - между метками min и max. Если видите, что тормозной жидкости (ТЖ) недостает, на что должен быть отреагировать соответствующий индикатор на панели управления, открутите крышку бачка. Аккуратно долейте тормозную жидкость, чтобы не пролить. Вещество токсично, способно вызвать коррозию металлических деталей, на которые попало.
Не доливайте выше отметки max. Из-за этого может:
- возрасти давление в расширительном бачке. Он покроется трещинами, станет протекать;
- засбоит контрольно-измерительное оборудование. Датчик, контролирующий уровень тормозной жидкости, придется заменить.
Очень низкий уровень тормозной жидкости - сигнал тревоги. Нужно проверить, где могла случиться утечка.
Менять ТЖ рекомендуют раз в два года. Ей свойственна гигроскопичность, содержание влаги растет естественным образом. Уже через год ее станет 2%. Когда поднимется до 3%, точка кипения тормозной жидкости опустится до уровня в полтора раза ниже начального. Чем выше поднимется процентное содержание влаги в ТЖ, тем выше вероятность, что нажмете на тормозную педаль и не получите ожидаемого результата. А это крайне опасно.
Иногда менять ТЖ случается раньше истечения рекомендованного срока, если увидели, что состояние жидкости изменилось - помутнела, побурела, содержит хлопья осадка.
Проверка тормозных колодок
Несложно визуально оценить износ колодок. Если фрикционная накладка уменьшилась до 3 мм и менее - пора заменить. Об этом должен был оповестить датчик износа тормозных колодок. Передние изнашиваются в 2-3 раза быстрее задних, так как на них приходится практически вся нагрузка при торможении.
Меняем колодки парами, даже если одна износилась совсем незначительно.
Шланги и тормозные магистрали
Резиновые шланги могли потрескаться, металлические трубки - подвергнуться коррозии. Проверка должна убедить, что нет утечек ТЖ.
Тормозные диски
Осень для них особенно опасна, так на горячую металлическую поверхность часто попадает вода из луж. Появляются трещины, со временем нарушается геометрия дисков. Их поверхность становится волнистой, с бороздами, края обрастают бортиками. Возникает биение дисков. От него можно избавиться, проточив диски. Но только в том случае, если позволяет остаточная толщина. Если нет, диски нужно заменить.
Суппорт
Очистьте, смажьте, убедитесь, что резиновые пыльники не порвались. Иначе загрязнение не позволит суппортам нормально функционировать, что скажется на работе тормозных колодок. Перегрузки, ускоренный износ, перегрев, чтобы всего этого избежать, уделите суппортам должное внимание.
Ручной тормоз
Проверьте, как работает, отрегулируйте. Осенью часто придется останавливаться на скользких склонах, поэтому от стояночного тормоза требуется надежность.
Системы ABS, ESP
Выполняете проверку тормозов перед зимой, протестируйте датчики ABS. Когда они в полной исправности, автомобиль увереннее тормозит на скользких поверхностях. Когда антиблокировочная система тормозов в порядке, то и со стабилизацией курсовой устойчивости, за которую отвечает система ESP, проблем возникнуть не должно. Вероятность, что машину станет заносить на мокрой трассе, будет ниже.
Рекомендации по безопасному вождению во время дождя

В дождливую осень украинским автомобилистам нередко приходится вести машины в условиях недостаточной видимости по скользким дорогам. Как добиться, чтобы безопасность при этом не упала катастрофически:
- дотошно проверьте тормозную систему;
- не набирайте привычно высокую скорость;
- проезжайте лужи на малой скорости;
- выдерживайте вдвое большую от обычного дистанцию до едущего впереди транспортного средства;
- включите ближний свет, противотуманки;
- избегайте резкого торможения;
- столкнулись с эффектом аквапланирования, избегайте резких реакций. Аквапланирование долго не продлится, резкое вращение руля, удар по тормозам нанесут куда больше вреда. Можно тормозить двигателем, сбросить скорость и легонько жать на тормозную педаль;
- ночью используйте подфарники. Свет должен идти, как в противотуманных фарах, понизу, чтобы не отражался от завесы, образуемой в воздухе каплями.
Чем тщательнее проверите тормозную систему после лета, тем надежнее проявит она себя осенью и зимой. Постарайтесь не перегружать ее, не создавать своими действиями экстремальных ситуаций. На скользких дорогах выбираться из них особенно сложно.