Как проверить состояние тормозной жидкости летом
С наступлением жары автомобилистам Украины приходится принимать в расчет определенное негативное влияние температуры на тормоза. Они проводят обязательное сезонное обслуживание тормозной системы, проверяют, насколько она готова к испытанию капризами летней погоды. Особого внимания требует проверка тормозной жидкости (ТЖ) - сколько ее в бачке, не изменился ли цвет, не пора ли поменять.
Международные классификации тормозных жидкостей
Единой мировой системы нет. Принято придерживаться нескольких популярных стандартов:
- Международного - ISO 4925.
- Американских - SAE J 1703, SAE J 1704, SAE J 1705 и FMVSS 116.
- Японского - JISK 2233.
Наиболее распространилась система классов тормозных жидкостей, которую разработало министерство транспорта США (DOT). Это сокращение используют, чтобы именовать классы ТЖ, которые установил североамериканский федеральный стандарт - FMVSS. Их четыре - DOT 3, 4, 5, 5.1. Есть еще подклассы.
Что особенного у ТЖ DOT разных классов

DOT 5 отличается от всех прочих силиконовой основой, а не гликолевой. Это позволило получить более высокую температуру закипания - от 350°С. Не беспокоиться, что ТЖ разъест резиновые детали, лакокрасочные покрытия. Вязкость вдвое ниже, чем у DOT 4. Смазывающие свойства - слабые. Поэтому для не гоночных авто эти ТЖ не берут - ускорится износ клапанов системы ABS, резиновых деталей. Гигроскопичность - низкая, благодаря чему не распространяется коррозия, предотвращается замерзание при низких температурах. Но при определенных условиях это случается.
DOT 5.1 - гликолевая основа. Используют исключительно в гоночных авто.
Также гликолевые ТЖ - DOT 3 и более распространенные DOT 4. Для них характерны высокие смазывающие свойства, гигроскопичность и вязкость. Кипят при температурах 190-260°С. Гликоли - агрессивны, поэтому производители используют особую резину для манжет, уплотнителей, чтобы их не разъело тормозной жидкостью. Преимущества DOT 4 достигнуты за счет эфиров борной кислоты, добавленных к гликолям. Поэтому DOT 4:
- более вязкие, чем DOT 3 - на 20%;
- медленнее накапливают влагу;
- служат дольше.
Эти преимущества объясняют, почему производители автомобилей, как правило, рекомендуют использовать DOT 4.
По каким параметрам характеризуют тормозную жидкость
Когда проверяют партию изготовленной ТЖ, то оценивают ее соответствие таким характеристикам:
- вязкости. В системе СИ измеряется в стоксах - Ст (м²/с). Для ТЖ принято использовать сантистоксы - сСт (мм²/с). У DOT 4 самая высокая вязкость, при -40°С - 1800 сСт. У DOT 5 - вдвое ниже;
- уровню влаги. Измерениям подвергаются сухая и увлажненная ТЖ;
- температуре кипения;
- как воздействуют на металлы, резины, сплавы. Испытания длятся 3-5 суток. За это время можно достоверно определить, как разовьются коррозионные процессы.
Как меняется температура кипения и вязкость тормозной жидкости в жару

Летом неизбежно происходит определенная деградация жидкости на жаре, сопряженной с повышенной влажностью воздуха. Чем больше влаги проникает в ТЖ, тем стремительнее опускается точка кипения жидкости:
- при содержании влаги в 2-3% - на 30-40%. Столько влаги может накопиться за год;
- при 3,5% - на 50% и более;
- свыше 4% - нужно срочно заменить.

Хотя многие автомобилисты в Украине сообщают, что сталкивались со случаями, когда автомобиль продолжали эксплуатировать и при уровне влаги в тормозной жидкости, доходившем до 7%.
Вязкость ТЖ от летней жары практически не меняется. Если она снизится до критично низкого уровня, 1,5 сСт при температуре 100°С, 5 сСт - при 50°С, то ТЖ начнет вытекать в местах, где соединяются магистральные трубки. Вместо вытекшей жидкости поступит воздух. Если его станет слишком много, тормозная педаль при нажатии провалится, не сработав.
Как самостоятельно провести диагностику тормозной жидкости

Разобраться, все ли в порядке, не так сложно, как представляется неискушенным автомобилистам. Примитивный визуальный осмотр поможет оценить уровень и цвет жидкости. 5 минут применения электронного тестера - сколько содержится влаги, какова точка кипения ТЖ.
Оцениваем уровень
Летом погодные условия позволяют, как правило, быстро проверить уровень ТЖ на свежем воздухе.
- Установите авто на ровном месте, подождите, пока остынет мотор.
- Когда поднимете капот, убедитесь, что под ним не горячо.
- Запаситесь бумажными полотенцами и средствами для очистки пятна.
- Забираемся поглубже в левую сторону моторного отсека, находим главный тормозной цилиндр и бачок.
- Открываем крышку, смотрим уровень - между Min и Max.
- Убираем загрязнения на горловине, осторожно доливаем при необходимости.
- Если пролили — сразу уберите. Не заливайте выше Max.
Проще опираться на датчик, но визуальная проверка надежнее. Заодно оцените качество и наличие утечек.
Проверяем состояние тестером
- Откройте крышку бачка и посмотрите цвет.
- Используйте тест-полоски или рефрактометр.
- Проверьте содержание влаги и аккуратно почистите тестер после применения.
Как понять, когда менять тормозную жидкость
Производители рекомендуют замену через 30 000-60 000 км. Многие советуют:
- Прошло два года;
- Проехали не менее 40 000 км;
- Есть протечки или разгерметизация;
- ТЖ помутнела, потемнела, появилась осадок;
- Планируется ремонт тормозной системы.
Признаки старой тормозной жидкости

Изменение цвета, осадок, износ магистрали — признаки старения. Замените ТЖ, не доливайте новую в старую.
Как выбрать тормозную жидкость для лета
Если производитель указал тип ТЖ — придерживайтесь рекомендаций. Самостоятельно можно заменить DOT 3 на DOT 4, но не смешивайте другие классы. Выбирайте по параметрам: гигроскопичность, вязкость, температура кипения, антикоррозийные свойства.
Избегайте подделок — покупайте у проверенных продавцов.