Регулярное техническое обслуживание (ТО) предусматривается в процессе эксплуатации и владение автомобилем. Комплекс выполняемых процедур позволяет поддерживать транспортное средство в надлежащем техническом состоянии.
Своевременная замена расходных материалов продлевает срок службы механизмов, а вовремя обнаруженная проблема, позволяет устранить потенциальную неисправность. Для этой цели производится ряд замен, осмотров и проверок с периодичностью 10 - 15 тыс. км пробега или ежегодно (точные данные указывает производитель в руководстве по эксплуатации).
Во время гарантийного периода обслуживание происходит в условиях сервиса, но если такой необходимости нет, то чтобы не переплачивать деньги за простые услуги, все процедуры можно делать своими руками. ТО и самостоятельная диагностика автомобиля выполняется в гараже. Главное иметь необходимый инструмент. А как, что, когда проверять и менять, подробно описано в статье специалистами сайта Takar.
Основные этапы самостоятельного ТО
Кроме плановой замены таких расходных материалов, как: масла, фильтра, технические жидкости, свечи, детали ГРМ, к мероприятиям, используемым для оценки состояния авто входит:
осмотр кузова;
диагностика механизмов двигателя;
проверка ходовой и рулевой части;
регулировка различных систем;
контроль состояния тормозного механизма.
Производится диагностика для выявления дефектов и повреждений. Также проверке подлежат другие детали и системы авто. В частности: шины, подвеска, герметичность контуров охлаждения, питания, выпуска отработанных газов. А еще, контроль электрических компонентов и исправность освещения. Комплекс всех этих работ покажут общее техническое состояние транспорта даже в тех случаях, когда видимые повреждения, сбои или следы износа, отсутствуют.
Точный перечень процедур будет отличаться в зависимости от авто, его пробега и вида обслуживания. ТО автомобиля предусматривает:
замену масла (в двигателе, в коробке передач, в ГУР, редукторе);
замену технических жидкостей (ТЖ и антифриз);
замену фильтров (масляный, воздушный, топливный);
замену других расходных материалов (свечи зажигания, приводные ремни агрегатов и ГРМ);
замену изношенных деталей тормозной и ходовой системы (колодки, диски, защитные резиновые элементы суппортов, шарнирных соединений и трансмиссии).
Выполнение всех процедур делят на этапы. Текущий и технологический. Первым, предусматривается осмотр видимых деталей автомобиля, замену масла, фильтров и прочих материалов в соответствии с регламентом. Технологическим – диагностика и замена изношенных деталей.
Диагностика авто: как делать и что проверять
Перед тем, как сделать диагностику автомобиля, стоит подумать, производить ее самому либо на СТО. В сервисе потребуются значительные средства, но будет гарантия на выполненные работы. А при самостоятельном выполнении, есть возможность контроля всех этапов процедуры, однако понадобятся трудовые и временные затраты, а также должен быть определенный уровень знаний, умений и набор оборудования.
Есть два варианта как сделать диагностику машины: с применением электронных средств и механическим способом. Чтобы ее выполнить, используют диагностический сканер, мультиметр, манометр, эндоскоп, дымогенератор, прибор для чистки топливной системы, настройки фар, монтажный инструмент.
Электронная диагностика предусматривает использование компьютера, специального оборудование и диагностического сканера. Такое оборудование применяется, чтобы произвести опрос электронных систем управления автомобилем и выявить скрытые сбои в работе двигателя, системы отопления, безопасности и других механизмов, которые управляются электронными блоками.
Основным доступным методом считается механическая диагностика авто, как делать ее можно используя лишь подручные средства. Анализируется акустический шум, проводится визуальная проверка составляющих компонентов, делаются выводы согласно изменений в работе мотора при воздействии на узлы и системы авто. Главными моментами являются: посторонние шумы, изменение оборотов двигателя на разных режимах работы.
Для полной диагностики автомобиля выполняется:
проверка уровня и консистенции масла либо охлаждающей жидкости;
визуальный осмотр состояния узлов, агрегатов и механизмов;
проверка износа тормозной и ходовой системы (изношенность колодок, дисков, шин, углы установки колес);
анализ исправности деталей подвески;
контроль герметичности тормозных контуров, системы охлаждения, отопления, топливоподачи и выпуска отработанных газов;
чтение кодов ошибок;
наличие и характер посторонних шумов поступающих с двигателя, КПП, ходовой части;
проверка приводных ремней;
оценка состояния свечей зажигания/накала;
поиск наличия следов утечек сервисных жидкостей (масло, антифриз, ТЖ, хладагент).
Как провести компьютерную диагностику двигателя самостоятельно
Существует три варианта как делается диагностика авто. Можно использовать компьютер, мобильный гаджет (планшет, смартфон), портативный автомобильный сканер. Компьютерная диагностика может показать до 90% неисправностей с двигателем, КПП либо других электросистем и активных компонентов, которые имеют связь с ЭБУ автомобиля.
Из способов, как провести компьютерную диагностику двигателя самостоятельно, доступных обычному автовладельцу, самый простой – приобрести сканер-адаптер (ELM327), имеющий разъемом OBD-ll и установить программное обеспечение (Torque, ScanMaster, PROScan и прочие) на свой мобильный аппарат. После подключения к авто, программа, посредством сканера, опрашивает электронные блоки авто, расшифровывает полученные коды и формирует отчет состояния электронных систем.
Чтобы справится с такой диагностикой, от автовладельца потребуется знать расположение диагностического разъема в салоне (бывает под панелью возле рулевой колонки и в районе бардачка), навыки обращение с мобильными устройствами, уметь работать с информационной базой для расшифровки кодов ошибки и установки возможного диагноза.
Диагностику, с использованием компьютерных систем, выполняют в 4-х случаях проявления неисправности:
на приборной панели зажглась лампочка двигателя «CHECK»;
пропала мощность либо приемистость мотора;
повысился расход топлива;
нестабильные обороты на холостом ходу либо появились провалы.
Проверка жидкостей и замена фильтров
Во время самостоятельной проверки технических жидкостей следует определять уровень, цвет, запах, наличие примесей. Если уровень на минимуме долить. Когда жидкость опустилась за отметку min на бачке, стоит искать течь. Изменения цвета и запаха указывает на проблему в двигателе.
Фильтра подлежат регулярной замене. Реже всего меняется топливный фильтр на авто с бензиновым ДВС (где-то раз на 4 года), на дизеле намного чаще. В противном случае возникнет засор магистрали. Масляный фильтр стоит заменить вместе с маслом (ежегодно либо согласно регламентной периодичности), от этого будет зависеть, как долго сможет проработать двигатель без серьезных проблем.
Воздушный фильтр также меняется ежегодно по регламенту, а если этого не сделать, либо использовать некачественный фильтрующий элемент, то заметно снизится мощность и динамика ДВС. Если засорен салонный фильтр начнут сильно потеть стекла, станет тяжелее дышать, а в запущенных случаях, появляется запах плесени. Но чтобы фильтра либо другие запчасти для ТО без проблем отработали весь отведенный им срок, необходимо, чтобы они были качественными и правильно подобранными.
Проверка осветительных приборов и электрической системы
Необходимо регулярно проверять электрические системы, отвечающие за освещение и генерацию тока. Лампочки, проводка, плавкие предохранители, АКБ, генератор. Это не только стабильный запуск двигателя, но и безопасность на дороге. Так как самому провести диагностику авто по электронной части не сложно, то проводите регулярное обслуживание электрики, контролируйте, чтобы не было утечек тока, а все фары и лампочки светились.
Если заметили, что по утрам АКБ просажен, то с помощью мультиметра следует проверить потребление тока каждым потребителем автомобиля, когда он не запущен. Утечка тока садит аккумулятор. А измерение напряжения на клеммах, покажет, заряжает ли генератор батарею и не пора ли ее менять.
Осмотр и замена шин
Срок эксплуатации автомобильных шин около 5 лет (зависит от того сколько они хранились на складе, так как общий ресурс, закладываемый производителем, равен 10 годам). Но от интенсивности эксплуатации, исправности подвески, стиля вождения и качества дорог, износ может произойти намного раньше.
Колеса следует регулярно осматривать на предмет порезов, изъянов, потерю балансирных грузиков. Измерять либо контролировать (по специальным меткам) износ протектора, контролировать давление (по датчикам либо манометром). Проводить сезонную очистку и перестановку по осям. Неравномерный износ – признак разбалансировки либо неисправностей в подвеске.
Проверка тормозной системы
Тормозной механизм требует ежегодного обслуживания, а изношенные диски и фрикционные накладки своевременной замены. Обслуживанием предусматривается:
оценка остаточной толщины материала;
осмотр целостности резиновых манжет;
наличие коррозии на поршне и направляющих суппорта;
контроль целостности тормозных магистралей;
смену ТЖ (каждые 2 года).
Проверка подвески и рулевого управления
Узлы ходовой, подвески и рулевого управления в сервисе осматриваются на подъемнике во время замены масла. Самому это можно сделать со смотровой ямы либо на эстакаде. Проверке подлежат:
При диагностике рулевого управления внимание стоит уделять состоянию резиновых пыльников на наконечниках, работе реечного механизма, рулевым тягам, насосу ГУР (наличию посторонних шумов при поворачивании рулевого колеса), количеству и состоянию жидкости в бачке.
Раскачивание кузова – признак неисправности амортизаторов, а проседание говорит об износе пружин. Стуки и крен указывают на повреждение резиновых элементов подвески.
Дополнительные проверки и профилактика
Ежегодный осмотр всех доступных узлов, не только продлит срок эксплуатации, но и является самым простым способом как самому сделать диагностику автомобиля. Регулярное выполнение такой процедуры позволяет контролировать работу основных систем и механизмов.
Каждый автовладелец обязан проходить технический контроль согласно регламента рекомендованного производителем авто в целях обеспечения безопасности движения. Особенно важно уделять внимание механизмам, если уже есть явные признаки нарушения работы. А то, что используется постоянно: фары, поворотники, педали, руль, селектор переключения, проверять стоит перед каждой поездкой.
Читайте также: Точность на первом месте: Замена ремней ГРМ - шаг за шагом