После типичного для Украины сухого и жаркого лета наступает осень. Она создает автомобилистам определенные проблемы. Пока держится бабье лето - незначительные. Когда начинаются дожди, по утрам ложатся туманы, а температурные перепады в течение суток вносят дискомфорт, их становится побольше. Все чаще раздаются сетования автомобилистов, что запотели фары внутри, конденсат испаряется не сразу.
Чем опасна влага в фарах

Влага на стекле/пластике осветительного прибора не позволяет ему сполна проявить рабочие характеристики. Дорога впереди автомобиля не освещается, как следует. Иногда из-за преломления света в каплях конденсирующейся влаги возникают слепые зоны, не просматриваемые водителем. Тусклый свет не дает возможности для полноценного обзора, рассеивается неравномерно.
Приходится напрягать зрение, при изменении дорожной ситуации принимать решения быстрее, чем обычно. Вдобавок к этому, еще и задние фонари не дают разглядеть положение автомобиля с достаточно большой дистанции (с этим часто сталкиваются владельцы Chevrolet Cruze). Такое положение нервирует, что зачастую приводит к ошибочным действиям за рулем.
В этом состоит главная опасность запотевания фар. Влага заметно снижает безопасность движения. Помимо этого, автомобилистам, которые нередко пренебрегают возникающей время от времени опасностью, стоит обратить внимание на другие отрицательные последствия накапливания конденсата на стеклах фары:
- автолампы выходят из строя раньше предусмотренного производителем срока. Менять нужно только парами, чтобы получить равномерное освещение. Это приводит к дополнительным расходам;
- нагревшийся отражатель при контакте с конденсатом может выйти из строя;
- контакты окисляются. Особые неприятности это доставит владельцу автомобиля с неразборными фарами. Перестанет светить лампа из-за окислов на контактах - замена обойдется в копеечку;
- коррозия разрушает металлические элементы.
Все это доказывает, что наплевательски относиться к запотеванию фар не следует.
Фары потеют — причины конструкционные и внешние

Если попадание влаги внутрь осветительных приборов автомобиля настолько опасно, то почему бы его не предупредить? Казалось бы, чего проще создать герметичную конструкцию, которая напрочь исключит запотевание стекол. Оказывается нет, конденсат образуется не только потому, что влага нашла путь внутрь фары из-за какого-то дефекта. Есть и ряд других причин.
Естественная причина запотевания изнутри
В лампе есть нагревательный элемент, который становится источником света. Если воздух будет разогреваться в замкнутом корпусе, то давление станет возрастать. Со временем целостность конструкции нарушится. Поэтому необходима вентиляция фары, чтобы горячий воздух уходил, уступая место холодному, поступающему извне.
Конструкция автомобильной фары предусматривает наличие сапунов - клапанов, отверстий, через которые проходит воздух. Это позволяет не перегревать его внутри конструкции. Понятно, что прохладный воздух содержит влагу, которая под воздействием тепла от лампы, выпадает на поверхности, образует слой конденсата. Этим явлением вполне можно пренебречь, так как такой конденсат испаряется очень быстро. Он не способен нанести ущерба ни элементам конструкции, ни уровню освещенности.
Сколько-нибудь заметное образование конденсата по естественным причинам характерно исключительно для галогенных автоламп. Ксеноновые, светодиодные, лазерные от него практически избавлены, так как нагреваются едва-едва.
В некоторых моделях авто образование конденсата предусмотрено производителем. Его убирают, положив пакетики силикагеля. Автомобилисту, которому досталась такая машина, нужно вовремя менять силикагель, чтобы не допустить запотевания.
Из-за каких неисправностей появляется конденсат на стекле
Естественное запотевание далеко не всегда объясняет, почему потускнел свет. Зачастую это происходит из-за того, что:
- допущен брак конструкции, она изначально негерметична;
- неплотно, косо установили лампу, когда меняли;
- растрескались уплотнительные резиновые прокладки, герметизирующие заднюю крышку;
- неплотно закрыли крышку, заменив лампу;
- ослаб герметик в местах, где стекло/пластик крепится к корпусу. Это часто бывает на моделях Lada Granta. В самый неподходящий момент выясняется, что поэтому запотели противотуманки, лампа дальнего света;
- вентиляционные отверстия расположены неправильно. Они должны находиться внизу. На Lada Granta их иногда вообще забывают проделать;
- забились грязью, пострадали от механического удара сапуны;
- появилась трещина в обтекателе, корпусе, крышке. Такое характерно для Volkswagen Passat B6;
- неправильно работает, отказал гидравлический корректор фар;
- после отключения света при высокой влажности (мыли машину, идет дождь, стоит густой туман) накопился конденсат.
Особых причин волноваться нет, если запотевание исчезает не позднее, чем через полчаса после включения освещения.
Что делать, если фары в конденсате: для начала выясняем причину

Когда нужно разобраться, почему стекло потеет изнутри, для начала высушите его:
- в теплую погоду остановитесь на улице, не глушите двигатель, чтобы не сажать аккумулятор. При включенном ближнем свете влага уйдет быстро;
- не планируете поездок, оставьте машину в сухом гараже, сняв крышку с фары;
- положите внутрь корпуса пакетики силикагеля;
- продуйте негорячим воздухом. Используйте бытовой фен или компрессор. Воздух закачивайте через дренажные патрубки или снятую заднюю крышку.
Просушили, приступаем к визуальном осмотру. Уже на этом этапе зачастую становится ясно, откуда появилась влага в фарах. Не нашли:
- снимаем (некоторые модели автомобилей позволяют получить доступ без этого, просто откройте капот);
- прочищаем сапуны, если забились;
- меняем в них поролон;
- проверяем герметичность фары. Для этого вставляем заглушку в один из вентиляционных патрубков. Через второй подаем воздух (без фанатизма, не то корпус треснет) или дистиллированную воду (стекло при этом располагаем внизу).
Смогли самостоятельно обнаружить, почему появлялся конденсат, устраняем причину.
Как убрать влагу из фары

Для ремонта фар запасаемся герметиками, чистящими средствами, салфетками. Для большей уверенности просмотрим видео, на которых опытные автомобилисты решают аналогичную проблему. Приступаем:
- очищаем поверхность;
- заполняем трещину силиконом для оптика/клеем для пластика;
- ожидаем положенное для высыхания время. Не хотите долго дожидаться, пока просохнет, ускорьте процесс. Задействуйте фен, тепловую пушку;
- проверяем, восстановилась ли герметичность фар.
С запотеванием противотуманок советуют справиться, если ничего не получается, высверливанием отверстия внизу корпуса. Иногда помогает. Иногда становится только хуже. Тогда заделываем отверстие герметиком.
Чем точно не нужно пользоваться для ремонта фар, так это термоклеем. Вибрации быстро нарушат соединение, снова станет появляться конденсат. Надежнее применять герметик - полиуретановый, силиконовый.
Как предотвратить образование конденсата в фарах

Профилактика не требует затрат, зато предотвращает нервотрепку и немалые расходы:
- время от времени меняйте пакетики силикагеля в корпусе;
- следите, чтобы дренажные патрубки не засорялись, прочищайте;
- собираетесь мыть машину, дайте фарам остыть.
Уход несложен, с ремонтом, если стекла сильно запотевают, можно справиться самостоятельно. Тогда освещение будете поддерживать на уровне, который достаточен, чтобы безопасно ездить в любую погоду, в сумерках и ночью.