С наступлением осени автомобилисты все чаще находятся в пути в темное время суток. Поэтому резко возрастают требования к электрике и освещению автомобиля, так как от них напрямую зависит безопасность участников движения. На специализированных форумах часто появляются вопросы и комментарии по поводу того, какие лампы лучше светят, как повысить эффективность освещения.
Почему для ночного вождения так важны лампы с хорошей освещенностью

Все автомобилисты, которым приходится в темноте ездить по Украине, понимают, как важно, чтобы их хорошо видели на дороге и они могли без напряжения обозревать пространство. Все понимают, но статистика приводит весьма мрачные данные относительно того, насколько небезопасно на украинских дорогах в темное время суток:
- у каждого третьего автомобиля система освещения не отвечает минимальным требованиям безопасности. Водители этих машин ставят под удар не только себя. Из-за них страдают другие участники дорожного движения, объекты вблизи дорог, пассажиры и грузы;
- примерно 30% аварий приходится на ночные часы, с 21 часа до 2-х. При том, что интенсивность движения в это время многократно ниже, чем утром, днем и вечером;
- примерно таков же процент наездов на пешеходов. Большинство из них не заботится о том, чтобы обозначить как-то себя затемно светоотражателями;
- около 40% погибших в ДТП фиксируют ночью;
- степень тяжести ночных аварий превышает дневную в 1,5 раза.
Отметим три фактора, которые обусловили такую ужасную статистику:
- Неподготовленность трети автомашин к ночным поездкам.
- Неприспособленность органов зрения к передвижению в темноте. Человек - не ночное животное. Объекты вокруг предстают в темноте в непривычных очертаниях, размытыми, искаженными. Поэтому поездки по ночам для автомобилистов крайне утомительны. Постоянное напряжение приводит к потере концентрации, скорость реакции, и без того пониженная в ночные часы, из-за этого падает.
- Невысокий уровень культуры участников движения. Некоторые водители злоупотребляют дальним светом. Другие - не заботятся о том, чтобы четко обозначить автомобиль на дороге. Превращают его в призрак, опасный каждому, кто нагоняет и внезапно окажется позади. Пешеходы не утруждают себя ношением светоотражающих нашивок, иногда ведут себя подобно одичавшим оленям.
Если на других участников движения дисциплинированный водитель, понимающий, как важна безопасность, воздействовать не может, то улучшить освещенность своего авто ему по силам.
По каким характеристикам различают автолампы

Понимаете, что наступает осень, часто придется ездить по-темному, поэтому нужно искать, как добиться лучшей освещенности. По каким параметрам характеризуют лучшие автомобильные лампы-2025:
- рабочему напряжению бортовой сети. У легкового авто оно должно стабильно выдерживаться на уровне 12 В. На раритетных машинах преклонного возраста, которые все еще бегают в Украине по дорогам и на некоторой мототехнике - 6 В;
- мощности. Для головных фар галогенных она составит 55-65 Вт, ксеноновых - 25-35 Вт, светодиодных - 15-20 Вт. В отношении лазерных этим показателем не оперируют. Они оснащены тремя диодами мощностью по 1,6 Вт;
- световому потоку. Светосилу измеряют в люменах - Лм. Ниже всего она у галогенных - 1 200 - 1 500 Лм. Может быть доведена до больших значений, но это резко сократит срок службы. Автолампы других видов выдают намного более сильный световой поток - от 3 000 Лм;
- энергоэффективности. Самая низкая - у галогенных. Наивысшую демонстрируют органические светодиоды;
- температуре свечения. Цветовая температура сопряжена с яркостью цветового потока. Измеряют в кельвинах - К. У галогеновых, самых тусклых, и цвет свечения ниже - 3 000 - 3 200 К. Это ниже оптимального уровня в 4 300 К. Ксеноновые, LED, лазерные способны выдавать намного больше - от 5 000 К;
- сроку службы. Галогенные продержатся 500 - 1 000 часов. Производители, которые гарантируют большую продолжительность эксплуатации, зачастую добиваются такого результата за счет снижения других характеристик. Ксеноновых - хватит на 2 000 часов, светодиодных - от 10 000 часов, лазерные должны продержаться дольше, чем прослужит автомобиль;
- стоимости. Это тот параметр, по которому галогенные автолампы переигрывают всех. Они обходятся многократно дешевле;
- универсальности. Галогеновые можно установить едва ли не в любую модель. На машину с немалым пробегом светодиодные можно ставить, но, как правило, через адаптер, модуль. Лазерные пока стоят только на авто премиум-класса.
Подыскиваете лучшие варианты, отталкивайтесь от спецификаций в руководстве по эксплуатации. Лучше брать продукцию популярных в Украине брендов, например, BOSCH, OSRAM, HELLA, Philips, NEOLUX.
Как нужно отрегулировать лампы для ближнего света и дальнего

Принято оценивать функциональность фар автомобиля при недостаточной видимости, прохождении поворотов, используя три характеристики светового луча:
- Дальность.
- Комфортность.
- Ширину охвата.
Подыскиваете лучшие лампы ближнего света, они должны обеспечить хорошую видимость на расстоянии более 50 м, ширину - в 20 - 30 м, охватывать участок диаметром в 30 - 60 м. У ламп дальнего света луч должен уходить на расстояние от 150 м при ширине охвата в 10 - 20 м и комфортности - 50 - 150 м.
Когда нужно отрегулировать угол наклона, как это делают
Чтобы не слепить водителей, едущих навстречу, нацельте фары под правильным углом. Оптимальные показатели - 1 - 1,5 %. Это означает, что верхний край светового потока станет настолько снижаться, пройдя 1 м. Заводские настройки предусматривают именно такие параметры. Их приходится восстанавливать, если:
- часто перевозите пассажиров, грузы;
- заменили фару, лампу;
- ремонтировали кузов, подвеску.
Автомобиль размещают на ровной площадке перед специальным стендом, экраном. Расстояние - 5 - 10 м. Световой пучок налаживают так, чтобы точно приходился по заданным меткам. Чтобы отладить получше, стоит регулировать угол наклона фар, когда освещение вокруг приглушено.
Светодиоды или галоген — что выбрать

Редко ездите по ночам и в плохую погоду, светодиодные лампы можно не устанавливать. Возможностей, которые предоставляют недорогие галогеновые, будет вполне достаточно.
В чем видятся преимущества LED-автоламп:
- быстрее включаются;
- прослужат невероятно долго. Разговоры о том, что вышедшие из строя светодиоды заменить нельзя, действительности давно не соответствуют. Платы чинят. Далеко не каждому автомобилисту понадобится такая услуга, LED-лампы надежны;
- светят ярче;
- выдают оптимальный для зрения белый цвет. Это удобно и водителю, и другим участникам движения;
- линзы позволяют регулировать угол излучения;
- прочная колба защищает лампу от вибраций, влаги, внешних воздействий;
- не содержат вредных веществ;
- экологичны.
Часто ездите по ночам, в условиях недостаточной видимости, светодиодные лампы позволят повысить безопасность.
Чего не нужно делать, добиваясь улучшения видимости
Придерживайтесь нескольких “Не” при установке, обслуживании фар автомобиля:
- устанавливаете галогеновую автолампу, не трогайте колбу голыми руками. Оставите на ней жир с кожи, он пригорит. Стекло помутнеет, может оплавиться;
- не ставьте лампу, если цоколь не подходит. Даже если запихнете, вибрация ее сместит, свет пойдет не в том направлении, где нужен;
- не гонитесь за повышением мощности. Выигрыш в освещенности получите незначительный и кратковременный. Отрицательные последствия - фара перегревается, лампа плавится, отражатели коробятся, теряют зеркальное покрытие, страдают контакты проводки, реле, генератор работает с повышенной нагрузкой. Еще больше она возрастет при установке дополнительных фар;
- не нужно ради пустого эффекта ставить цветные лампы. Они хуже отдают свет;
- не пользуйтесь пластмассовыми колпаками. Они снизят световой поток вдвое-втрое, способствуют перегреву;
- не вытирайте фару обычной сухой тряпкой - расцарапаете.
Ничего сложного, но немало автомобилистов допускает такие элементарные ошибки.
Как поддержать высокий уровень освещенности для автомобиля

Хотите безопасно ездить ночью, в туман и дождь, мало установить первоклассные фары и автолампы, противотуманки:
- отрегулируйте, чтобы светили, как и куда следует;
- держите в чистоте. Загрязнения снижают уровень освещенности в разы. Мойте автошампунем, вытирайте насухо салфеткой из микрофибры;
- контролируйте герметичность. Используйте герметики, чтобы заделать трещины, повреждения, швы;
- следите, чтобы не образовывались окислы, особенно на массовом проводе, идущем от корпуса к кузову;
- отполируйте фары, если свет потускнел. Подберите полироль соответственно степени повреждения.
При надлежащем уходе, который не требует ни много времени, ни денег, нетрудно обеспечить темными украинскими ночами хорошую освещенность. Это надежный залог безопасности.