
Антиблокировочная система тормозов (она же ABS) позволяет избежать полной блокировки колес во время торможения. Это обеспечивает транспортному средству устойчивость и управляемость при экстренном задействовании тормоза, в зимнее время либо в дождь на скользкой дороге. Если система АБС не работает, то машина по-прежнему может тормозить, только с полным блокированием колес.
Один из ключевых компонентов этой системы — датчик скорости колеса. Он устанавливается на цапфе возле каждого тормозного механизма. Если выходит из строя хотя бы один из датчиков, система начинает работать некорректно. При этом на панели приборов загорается лампочка ABS, а в памяти блока фиксируются ошибки.
Неисправность возникает в результате обрыва провода, засора зубчатого или магнитного кольца, а может выйти из строя датчик абс. Как проверить, в чем именно проблема, способы поиска причины отказа системы рассмотрим далее в статье.
Как работает датчик антиблокировочной системы

На большинстве автомобилей применяются два типа датчиков ABS:
- Пассивный (использует принцип индукции) — при вращении зубчатого диска, установленного на ступице колеса, формируется переменное напряжение.
- Активный (работает на эффекте Холла) — требует постоянного питания, а сигнал поступает даже при нулевой скорости.
В независимости от того, какой тип контролирующего вращение колес устройства используется, оно передает данные на блок управления. Используя полученную информацию, модуль ABS регулирует тормозное усилие с помощью специального блока. Чем и предотвращает блокировку колеса.
Определить обрыв цепи, отсутствие питания или неисправность датчика вы можете с помощью мультиметра и базовых понятий диагностики. Главное — разобраться, как проверить цепь датчика ABS и его реакцию на вращение колеса. Такие знания помогут вам сэкономить время и деньги, а также обеспечат безопасность на дороге.
Неисправности датчика ABS: признаки и диагностика

О поломке может сигнализировать:
- Постоянно горящий индикатор ABS на приборной панели.
- Ошибки при считывании через OBD-сканер (например, P0500 - неисправность датчика скорости колеса).
- Пропала типичная отдача на педали тормоза (признак работы антиблокировочной системы) при торможении.
- Срабатывание ABS при обычном торможении на малой скорости.
В таких случаях требуется диагностика системы АБС автомобиля и проверка каждого датчика по отдельности.
Что потребуется для самостоятельной проверки
Для базовой самостоятельной проверки потребуется:
- OBD2-сканер или диагностический адаптер;
- Домкрат для вывешивания колеса;
- Мультиметр для проверки датчика АБС;
- Очиститель разъемов (опционально);
- Проволока или щупы (для замыкания контакта в разъёмах).
Как проверить какой датчик АБС не работает

На авто могут устанавливаться один либо четыре датчика скорости для работы системы АБС. Чтобы понять, какой из них не работает, используйте один из вариантов:
- Подключите OBD2-сканер и считайте ошибки в блоке ABS — большинство адаптеров укажет на конкретное колесо (например, "FR wheel sensor fault" либо такие коды, как C0035, для левого переднего колеса или C0040, для правого).
- Проверяйте каждый датчик по очереди, сравнивая сопротивление и наличие сигнала.
- Установить, тот, который предстоит заменить, вы сможете методом исключения исправных элементов.
Как проверить исправность датчика АБС
Проверка датчика ABS процедура не сложная, вы легко сможете выполнить ее своими руками. Способ, с помощью которого это нужно делать, будет зависеть от типа установленного на автомобиле датчика. Вы можете:
- замерить сопротивление;
- посмотреть напряжение;
- проверить питание.
Рассмотрим два основных способа, как проверить работоспособность датчика АБС.
Проверка пассивного датчика ABS:

- Установите мультиметр в режим измерения сопротивления (Ом).
- Подключите щупы к выводам датчика.
- Сопротивление обычно находится в диапазоне 800–2000 Ом.
- Переключите мультиметр в режим переменного напряжения (AC).
- Покрутите колесо вручную — вы должны увидеть изменение напряжения (появление сигнала).
Проверка активного датчика (на эффекте Холла):

- Подайте питание и «массу» на разъем.
- Установите мультиметр в режим измерения напряжения DC.
- Подключите один щуп к сигнальному проводу, второй — к массе.
- При вращении колеса напряжение должно изменяться или пульсировать.
Как проверить питание на датчик АБС

Рассмотрим проверку питания для активных датчиков (часто встречаются на новых авто):
- Включите зажигание (двигатель запускать не нужно).
- Отсоедините разъём датчика.
- Установите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DCV).
- Проверьте напряжение между питающим и «земляным» контактом разъема (обычно 5 или 12 В).
- Если питание отсутствует — проблема в проводке или блоке управления.
Проверка целостности цепи датчика ABS
Если мультиметр не показывает сопротивления, возможно, проблема в проводке. Для проверки целостности цепи выполните следующее:
- Отсоедините датчик от разъема.
- Измерьте сопротивление от контакта датчика до входа в блок управления (если есть доступ) — провод не должен быть в обрыве.
- Убедитесь в отсутствии короткого замыкания на массу.
Если цепь целая, а питание подается, но сигнала нет — значит, неисправен датчик.
Сброс ошибок ABS
После замены или ремонта датчика в памяти могут оставаться коды ошибок, которые уже не активны. Разобраться, какие из них отвечает за датчик, а какие ошибки касаются блока ABS, поможет расшифровка. Чтобы проверить, удалось ли устранить проблему — выполните сброс ошибок АБС после диагностики с помощью OBD2-сканера. В большинстве приложений, работающих с устройством, сможете это сделать через пункт "Clear codes". Сброс всех данных произойдет и в том случае, если скинуть минусовую клемму с АКБ под капотом на пару минут.