
В отличие от карбюраторов с переменным жиклёром, у которых размер проходного отверстия может адаптироваться к изменяющимся условиям работы двигателя, система с фиксированным жиклёром имеет неизменное сечение. Такие системы, например, в исполнении Solex, широко применялись в классических автомобилях, где стабильные условия эксплуатации позволяли обеспечить надежную работу, но требовали точной настройки для оптимального соотношения топлива и воздуха.
Что значит «фиксированная струя»

В карбюраторе с фиксированным жиклёром (например, Solex) топливо поступает через отверстие (жиклёр), размер которого не меняется во время работы двигателя. Воздух протягивается сверху вниз через узкую часть — вентури, где из-за повышенной скорости возникает разрежение, «вытягивающее» бензин из жиклёра. Подачу воздуха при этом регулирует дроссельная заслонка, связанная с педалью газа.
На впуске имеется и «подсос» (choke), который частично перекрывает поток воздуха, делая смесь более богатой при холодном запуске. А чтобы уровень топлива в карбюраторе был стабильным, предусмотрена поплавковая камера с игольчатым клапаном и поплавком. Как только поплавок опускается, открывается подача топлива, а при подъеме — клапан закрывается.
Как меняется смесь при разных нагрузках

Двигателю нужна разная «плотность» смеси: на холостых оборотах — минимум топлива, при разгоне — больше. В карбюраторе фиксированного типа это достигается несколькими жиклёрами для разных режимов. Например, при малой нагрузке задействован маленький канал (idle jet), а при большей — основной (main jet).
В момент резкого нажатия газа воздух начинает быстрее проходить через вентури, но мотору требуется мгновенное обогащение смеси. Для этого служит ускорительный насос (accelerator pump) — небольшая диафрагма и поршень, которые на короткое время «подбрасывают» дополнительное количество бензина, предотвращая провалы в работе двигателя.
Регулировка и компенсация

Если двигатель крутится на высокой скорости, а вы не давите педаль до пола, поток воздуха все равно быстрый, но жиклёр может «переобогащать» смесь. Чтобы этого избежать, в карбюраторах Solex и других похожих моделях часто применяют несколько механизмов: систему компенсации или систему подачи воздуха (air-correction). В одном случае топливо «разбавляется» потоком воздуха, а в другом — проходит через специальную эмульсионную трубку с отверстиями, куда также подмешивается воздух.
Эта тонкая регулировка позволяет добиться экономичного расхода топлива на «крейсерских» режимах и при этом сохранить достаточную мощность на разгоне.
Экономия на высоких оборотах

Когда машина движется с высокой скоростью, но дроссель приоткрыт не полностью, некоторые модели карбюраторов имеют дополнительную «экономичную» систему. Резкое разрежение в районе дросселя заставляет мембрану открыть дополнительный канал, впуская еще больше воздуха в топливный поток и «обедняя» смесь для снижения расхода.
Если нужен ремонт или обслуживание

В процессе эксплуатации карбюратор может изнашиваться — уплотнения теряют эластичность, жиклёры засоряются, диафрагмы лопаются. При возникновении проблем обратите внимание на раздел «Карбюратор и комплектующие», где можно найти как сам узел, так и элементы вроде ускорительного насоса или дроссельных заслонок. Для планового ТО или мелкого ремонта подойдут ремкомплекты с необходимыми прокладками и жиклёрами. Своевременное обслуживание фиксированного карбюратора поможет поддерживать стабильный пуск, ровный холостой ход и оптимальный расход топлива.