Как работает система зажигания?

Система зажигания — это ключевой элемент, обеспечивающий своевременное воспламенение топливной смеси в цилиндрах двигателя. Она производит высокий импульс запускащий процесс сгорания. Благодаря точной настройке момента зажигания, система гарантирует оптимальную работу двигателя, его мощность и экономичность.

Для чего она нужна

Система зажигания автомобиля преобразует 12 вольт из аккумулятора в высокий заряд, который подается на каждую свечу. Когда этот импульс доходит до свечи, она воспламеняет топливно-воздушную смесь в цилиндре. Без надежного «искрового» сигнала двигатель просто не заведется.

Катушка зажигания — ключевой элемент

Главный «генератор» высокого напряжения — это катушка зажигания. Она берет ток низкого напряжения (LT) от аккумулятора и с помощью электромагнитной индукции поднимает его до нескольких тысяч вольт (HT). Каждый раз, когда контакт в распределителе (трамблёре) размыкается, магнитное поле в катушке резко схлопывается, и на выходе мы получаем скачок напряжения.

Распределитель и его роль

Высокое напряжение дальше «раскидывается» по цилиндрам через распределитель (другие названия: трамблёр или «дистрибьютор»). Он обычно приводится либо распредвалом, либо коленвалом. Внутри металлического «корпуса» находятся контактная группа (или ее электронный эквивалент), бегунок (rotor arm) и устройство, регулирующее момент зажигания.

Крышка распределителя сделана из изолирующего материала и имеет центральный вывод, куда подсоединен провод от катушки. Внутри крышки есть несколько электродов — по одному на каждую свечу. Когда бегунок вращается, он поочередно замыкается с каждым из этих электродов, направляя ток на нужный цилиндр в нужный момент.

Как «делится» ток

Провод от катушки подает высокий заряд в центр крышки трамблёра. Там он контактирует с вращающимся бегунком, который по мере своего движения «распределяет» искру к определенной свече через соответствующий выход на крышке. Далее ток уходит по высоковольтным проводам к каждой свече.

Свечи зажигания и искра

В конце пути высокое напряжение доходит до свечей зажигания. У свечи есть центральный электрод, полностью изолированный от корпуса, и боковой (массовый) электрод, выступающий напротив. Между этими двумя контактами и проскакивает искра, если напряжение превышает зазор (обычно в пределах 0,6–0,9 мм). Искра поджигает сжатую смесь топлива и воздуха, вызывая сгорание и рабочий ход поршня.

Контактная группа (или электронный вариант)

В классической схеме у распределителя есть контактная группа (breaker points), которая замыкает и размыкает цепь 12 В. Когда контакты замкнуты, в катушке накапливается магнитная энергия. Как только они размыкаются, магнитное поле обрывается и создает высокое напряжение во вторичной обмотке катушки. Если контакты стерлись или «пригорели», искра будет слабее. В современных системах используется электроника, которая делает то же самое, но надежнее и точнее.

Момент зажигания и его настройка

Вращая корпус трамблёра, можно сместить момент, когда искра подается в цилиндр. Важно, чтобы искра появлялась чуть раньше, чем поршень достигнет верхней мертвой точки. При слишком позднем искрообразовании двигатель теряет мощность, при слишком раннем — может возникать «стук» (детонация). В современных машинах за нужный угол отвечает блок управления, который сам подстраивается под обороты и нагрузку. Для карбюраторных систем настройка производится вручную с помощью меток на шкиве коленвала, что требует точного соблюдения углов установки.

Почему важно следить за системой зажигания

Если катушка повреждена или высоковольтные провода пробиты, вы заметите перебои в работе двигателя. Также стоит регулярно проверять зазор у свечей и вовремя их менять. Правильно настроенная система зажигания обеспечивает легкий пуск и хорошую тягу, а заодно экономит топливо. Своевременный уход за этими деталями — залог надежной и долгой службы двигателя.