Наступление зимнего сезона в Украине автомобилисты ожидают с опаской. Резкие температурные перепады, вьюги, гололедица осложняют условия поездок. Приходится тратить больше времени, сил и средств на подготовку и техобслуживание. С механикой дела обстоят попроще, а вот уход за автомобилем с АКПП зимой сопряжен с дополнительными сложностями.
Важность правильного обслуживания АКПП зимой

“Автомат” для водителя удобен. Но для того, чтобы добиться этого, производителям приходятся усложнять конструкцию коробки передач. Что делает ее довольно капризной. Это свойство в меньшей степени проявляется летом. А вот когда устанавливаются низкие температуры, многие автомобилисты просто теряются, что делать с АКПП зимой, как избежать частых поломок.
Большинства проблем удается избежать, если обеспечить авто с АКПП грамотный уход в течение зимнего сезона:
- Подходит срок замены гидравлической жидкости (ATF), поменяйте ее до того, как наступят холода. Она уже утратила значительную долю эксплуатационных характеристик, а в морозы этот процесс ускорится.
- Предусмотрен зимний режим для “автомата” - включайте.
- Не забывайте, что после прогрева двигателя нужно прогреть и коробку передач.
- Постарайтесь исключить пробуксовки.
- Не подвергайте “автомат” перегрузкам - не ускоряйтесь без нужды, стартуйте плавно, водите авто спокойно.
При соблюдении этих условий АКПП зимой послужит надежно и не доставит особых хлопот.
Особенности работы АКПП при низких температурах
ATF в “автомате” наделили замечательными свойствами:
- сохраняет вязкость, несмотря на изменения температуры;
- не вспенивается;
- не окисляется и т. д.
Морозная погода ускоряет старение гидравлической жидкости, загрязнения засоряют фильтр и гидравлический блок управления. В корпусе происходит образование конденсата, при испарении он накапливается в фильтре. ATF становится более вязкой.
Все это нужно учитывать. Чтобы автоматика не подвела в самый неподходящий момент, нужно создать ей надлежащие условия. Следить за состоянием ATF, сменить фильтр при ее замене, прогревать АКПП.
Проверка уровня жидкости в трансмиссии

Для того, чтобы проверить уровень трансмиссионного масла, понадобится щуп. На нем нанесены отметки COLD и HOT. Как проводить процедуру, описано в сервисной документации. Некоторые АКПП щупом не снабжают, поэтому приходится откручивать заливную пробку. Пролилось масло - уровень достаточный, нет - нужно осторожно долить.
При проверке щупом нормальным считаем уровень COLD, когда двигатель завели, а АКПП еще не прогрели. Прогрели - HOT. Рационально проверять уровень разогретого масла, тогда результат будет точнее. Заодно стоит убедиться, что оно не потемнело, не пахнет гарью, не содержит посторонних вкраплений.
Использование зимнего трансмиссионного масла
Чтобы обеспечить должный зимний уход за АКПП, в первую очередь потребуется залить подходящее для работы в условиях снизившихся температур трансмиссионное масло. Строго следуем рекомендациям производителя, дабы не навредить. Аналогами пользоваться не запрещается, но подбирать их следует с осторожностью.
Требования к маслу для “автомата” значительно жестче, чем для “механики”. Оно должно поддерживать вязкость на стабильном уровне. Отклонения в ту или иную сторону приводят к тому, что ресурс АКПП, и так меньший, чем у механической коробки передач, вырабатывается ускоренно. Поэтому автоматическая трансмиссия дополняется теплообменником или масляным радиатором, чтобы охлаждать масло.
Указания по использованию охлаждающей жидкости содержит сервисная документация авто. Производитель может дополнять спецификации DEXRON собственными допусками.
Рекомендации по прогреву автомобиля

Все автомобилисты заинтересованы в том, чтобы как следует работала автоматическая коробка зимой, советы по поводу того, как этого добиться, сводятся к необходимости прогревать ее.
Прогревайте двигатель, чтобы трансмиссию не пришлось менять раньше положенного. Недостаточный прогрев или отказ от прогрева приведут к тому, что:
- не добьетесь должной циркуляции ATF;
- двигатель станет работать с рывками, глохнуть;
- не сможете пользоваться повышенными передачами.
Прогрели силовой агрегат, займитесь прогревом коробки передач, “автомату” это необходимо:
- включите зимний режим, если он предусмотрен для АКПП;
- есть положения D1, D2, D3, проедьте стометровку на первой передаче. Потом последовательно переходите на вторую, третью, D;
- нет положений D1, D2, D3, выжимаете тормоз, устанавливаете на селекторе R (D). Чем сильнее мороз, тем дольше удерживаете тормоз (при -20°С - не менее пяти минут). Двигатель не заработал, сделайте перерыв и повторите попытку.
Прогреваете мотор, прогреваете АКПП, контролируйте качество ATF и фильтров тонкой очистки, чтобы заменить вовремя.
Профилактика замерзания трансмиссии
Главное в том, как правильно обслуживать АКПП зимой - не допустить, чтобы трансмиссионное масло замерзло. Обычно это происходит, если автомобиль долго простаивал в сильный мороз. Как избежать проблемы:
- используйте зимой маловязкую синтетическую ATF;
- вовремя меняйте масло и фильтр;
- очищайте поддон “автомата”;
- прогревайте АКПП, не ограничиваясь прогревом двигателя;
- в первые минуты после начала движения не ускоряйтесь резко, дайте трансмиссии прогреться.
Обеспечьте “автомату” зимой должный уход, тогда он не подведет!
Читайте также: Почему важно менять тормозные колодки и диски перед весной?